Ольга Толмачева

Древо Ангелов (Часть 1)

о тебе - охранять тебя на всех

путях твоих.

На руках понесут тебя, да не преткн°шься о камень ногою

твоею'.

По всему миру распространено сходное понятие о духовных

опекунах, - оно имеет место даже в обществах, в которых,

полностью отсутствует вера в то, что мы называем Ангелами.

Функция этих опекунов во многих случаях близка к функции

традиционных Ангелов. Они охраняют своего подопечного, и в

некоторых культурах также считают, что они даны человеку с

момента его рождения. Эти духовные опекуны по-разному

обнаруживают сво° присутствие: часто люди говорят о каких-то

проявлениях интуиции; иногда им являются видения; иногда они

слышат голоса.

Самым известным способом вызвать духа-хранителя считают

'проверку на видение', которую проходят определ°нные индейские

народы в Америке. В этих обществах стандартным компонентом

ритуала посвящения в мужчину является ритуальная проверка

способности к 'откровению' (в форме сна или видения) из

духовного мира. Считается, что во время такого 'откровения'

юноша, наконец, ощутит сво° предназначение, что поможет ему

выбрать занятие во взрослой жизни. Эти ритуалы иногда включают

пребывание на природе, где испытуемый постится или выполняет

ещ° какие-либо действа, способствующие видениям. Во время этих

видений испытуемые часто приобретают духовных помощников,

которые могут принимать форму животных, умерших

родственников или олицетворять силы природы. Такая встреча с

духом-хранителем может рассматриваться как установление

совершенно новых отношений или осознанное признание

отношений, существовавших с момента рождения.

Шаманы (лекари или религиозные деятели в первобытных

обществах), которые могут узнавать о сво°м предназначении во

время ритуального посвящения в мужчину или, позднее, при личной

встрече с Потусторонним миром, часто имеют много духовных

помощников. Эти помощники представлены широким диапазоном -

от духов животных до духов умерших шаманов. Что касается

животных (в современной терминологии 'животные, дающие

власть'), отношения с ними могут быть тотемическими, то есть в

характере испытуемого или шамана каким-то образом присутствуют

черты животного. Другими словами, человек, хранимый духом орла,

сам становится 'подобным орлу', хранимый духом медведя -

'подобным медведю'.

В частности, существует корреляция между духами-хранителями

шаманов и традиционными Ангелами-хранителями. В той степени, в

какой эти помощники рассматриваются как связующее звено между

шаманами и Высшими духами, они действуют как настоящие

Ангелы (чьей отличительной характеристикой является роль

посланника).

В политеистических религиях, таких, как религия Древнего

Египта, грань между богами и Ангелами была почти незаметна, и

крылатые существа были весьма популярны. Например, Исис -

защитница, девственница, мать - выступает как Ангел. Она

простирает свои крылья над спящими, чтобы объединить их в вере, а

возможно, чтобы скрыть свою роль - Ангела смерти.

Бог Гор изображается как сокол, или как мужчина с головой

сокола, иногда имеющий в качестве символа солнечный диск. Одно

из наиболее важных его проявлений - в виде Гора Бехдетского,

представляющего собой солнечный диск с крыльями сокола: эту

фигуру часто вырезали на дверях храмов. Богиня Нут представлена в

виде женщины с расправленными или сложенными крыльями, на

голове - изображение иероглифа, означающего е° имя. Иногда е°

изображают как женщину с удлин°нным телом, согнувшуюся так,

что е° руки касаются земли. Нут - богиня Неба и спутница Геба.

Тот элемент смертных, который избегал смерти, назывался

словом 'ba', т.е. душа. Изображаемая как птица с человеческой

головой, ба была живой силой, которая могла покинуть м°ртвое тело

и путешествовать вне гробницы по своему желанию, посещая места,

любимые усопшим при жизни. Периодически ба возвращалась в

усыпальницу, чтобы подкрепиться подношениями.

Мысль об уникальных Ангельских существах, вероятно, возникла

под влиянием египетских, шумерских, вавилонских и персидских

преданий о сверхъестественных существах. Это взаимодействие

идей и привело к появлению знакомого образа крылатого

посланника Божьего. Например, в Халдее Михаил считался Ангелом

Страшного Суда и 'весовщиком душ' и как таковой считался

потомком Анубиса - божества с шакальей головой, который

взвешивал сердца умерших, когда племена Израилевы были в плену

в Египте. Анубис отождествлялся с Сириусом - Собачьей Звездой,

самой важной Звездой на египетском небе. В качестве