Ольга Толмачева

Древо Ангелов (Часть 1)

соответствие, нельзя иметь

никакого ясного понятия о духовном мире, о влиянии его на

природный, о том, что такое духовное сравнительно с природным,

ни ясного понятия о духе человеческом, называемом душою, ни о е°

деятельности в теле, ни о состоянии человека после смерти;

поэтому следует объяснить, что такое соответствие и в ч°м оно

состоит. Таким образом, проложится путь и к последующему'.

Эммануил Сведенборг

Соответствия

Начн°м с того, что же такое соответствие.

Весь физический мир, который мы видим и в котором мы

обитаем, не только в общем, но и в каждой своей частности

соответствует тому, что существует и в мире тонком. Потому вс°,

что существует в мире физическом вследствие существования и по

причине мира тонкого, называется соответствием. Следует знать,

что мир физический есть и существует вследствие духовного мира

совершенно так же, как и следствие из своей причины, в то же

время, в точности повторяя вс°, что имеет сво° место в мире тонком.

Под миром физическим здесь подразумевается вс° пространство,

находящееся под солнцем, которое питается его светом и теплом.

Таким образом, вс°, от солнца существующее, принадлежит этому

миру.

Соответствия, следовательно, мы можем найти как в теле

человека, так и в каждом явлении, его окружающем.

Соответствиями в человеческом теле занимаются: в некоторой мере,

астрология, физиогномика, а также, изучающие язык телодвижений.

По человеческому лицу можно судить о соответствиях таким

образом: на лице, которое не привыкло к притворству, все чувства

духа представляются в их естественном виде. И потому лицо

зачастую называют 'изобличителем духа'. Духовный мир человека

находит сво° проявление в мире физическом, это означает, что его

качества и его совершенства полностью имеют сво° отражение во

внешнем виде человека. Мысли, например, имеют сво° отражение в

речи, желания - в движениях тела. Таким образом, вс°, что

проявляется в теле, будь это на лице, в речи или телодвижениях,

имеет в виду соответствие.

Кроме того, в теле человека имеются соответствия Ангелам,

подобно Вселенной или макрокосму, в котором соответственно

расположены Миры пребывания или Миры существования Ангелов.

И так же, как вся Вселенная соответствует в малом человеку, так же

соответствующие Ангелы, обитатели этих Миров Вселенной

контролируют каждый соответствующий член в человеке.

Такое соответствие, пожалуй, могло бы стать основой для многих

рассуждений и предположений относительно, скажем, физического

и морального здоровья человека, а также локализации причин

болезней в различных частях человеческого тела.

Здесь мы приводим средневековую систему соответствий,

сохран°нную в католицизме. В ней просматриваются не только

христианские взгляды, поскольку упоминаемые имена Ангелов не

соответствуют принятым в христианской доктрине, а повторяют,

скорее, названия или описания качеств Ангельских миров обитания,

которые соответствуют частям тела, так называемого

средневековьем 'большого человека', или Вселенной.

Голова - Ангел Мудрости

Глаза - Ангел Разума

Ноздри - Ангел Послушания

Уши - Ангел Постижения

Уста и язык - Ангел Витийства Разума

Грудь - Ангел Милосердия и Веры

Чресла - Ангел Супружеской Любви

Руки - Ангел Действия и Истины

Ноги - Ангел Дел Мирских

Почки - Ангел Исследования

Печень, поджелудочная железа и селез°нка -

Ангелы Различного Очищения Чувств

Эти же связи мы можем проследить и в народных поговорках.

Так, о разумном и мудром человеке мы говорим, что это человек с

головой. О человеке, который полон благостыни и милосердия,

говорят, что он - человек сердца. О том, кто обладает способностью

к постижению, говорят, что это - человек с тонким чуть°м, о

человеке умном говорят про остроту его зрения или видения.

И такие поговорки, констатирующие связи, появились не зря, а

вследствие существования соответствий, ибо начало их в мире

духовном, а значит, в мире чувств и мыслей, хотя человек

сознательно этого может и не подозревать.

Более традиционные же представления имеют в виду

соответствия в теле человека тр°м мирам, в которых как считалось

жил древний славянин-язычник, т.е. верхнем, среднем и нижнем.

Такое же соответствие мы встречаем и уже в средневековых

источниках.

Голова - Верхний мир или Ангел Верхнего Мира

Тело - Средний мир или Ангел Среднего Мира

Ноги и руки - Нижний мир или Ангел Нижнего Мира

Верхний Мир - Небесный

Средний Мир - Человеческий

Нижний Мир - Подземный

Точно так