Ольга Толмачева

Древо Ангелов (Часть 1)

жизнь народа, его обычаи, традиции, характер.

И только тогда откроются все секреты, зашифрованные в

орнаментике художественных изделий.

За многие столетия традиционная орнаментика вобрала в себя

жизненную мудрость народа, его надежды и мечты, горе и радость.

Е° композиция ясная и точная, рисунок лаконичный и

выразительный, цветовая гамма сдержанная и изысканная. Тем не

менее, эта, на первый взгляд, скуповатость в проявлении способна

раскрыть самые сложные чувства, выразить любые жизненные

проявления во всей их сложности и многогранности. Каждый узор

нес°т в себе тот или иной смысл, воплощает ту или иную идею.

Одни узоры символизируют память о предках, другие выражают

обращение к Богам-заступникам, третьи воплощают природные

явления, четв°ртые отражают чувства и надежды человека. И вс° это

переда°тся минимумом используемых средств в согласии с

Высшими законами Прекрасного. Как видим, в народной

орнаментике классически воплощены единство формы и

содержания.

Каждый вид искусства отмечен присущими лишь ему

художественными средствами, способами отражения

действительности, особенностями воплощения реальных или

вымышленных образов.

Архитектура оперирует пространственными, объ°мными,

монументальными категориями. Она отражает понимание человеком

его места в окружающем пространстве, строительстве окружающего

мира, и в природе, его окружающей.

Живопись рождает чувство приобщения к окружающему

многоцветию мира, пробуждает тонкие душевные переживания,

связанные с полихромностью нашей жизни и окружающего.

Графика способна передавать и раскрывать утонч°нные образы и

чувства более ограниченными средствами: противопоставлением

света и тени, белого и ч°рного, яркого и затемн°нного.

Скульптура использует средства пластики. Она отражает

чувства, возникающие от восприятия объ°мных пластичных форм,

тв°рдости и мягкости, гладкости или шершавости фактуры.

В орнаменте же тканных и вышитых изделий, без

преувеличения, воплощены практически все основные качества

перечисленных видов искусства. Композиция, рисунок, цвет,

контраст, фактура, ритмика, стилизация создают отдельные

художественные образы, способные, тем не менее отражать самые

сложные чувства, воплощать в себе различные жизненные

проявления, взаимоотношения человека, природы и окружающего

мира.

Многие селянки не знали городской грамоты, не умели ни читать,

ни писать. Они, однако же, умели косить, жать, молотить. Умели

ткать и вышивать узоры. Это и было их грамотой, которая их поила,

кормила и одевала. Их изделия были их книгами, которые

рассказывали об их жизни, жизни людей. Вот такая была у них

грамота.

Как мы знаем, на своих изделиях женщины не только отражали

свою жизнь, свои надежды. Нередко это были и своеобразные

молчаливые просьбы-обращения к Богам, пожертвования с целью их

задобрить. Заболел реб°нок - с последней надеждой мать садится за

рушник, нес°т его в церковь, жертвует на образ с изображением

заступника и покровителя, молит о помощи. Не уродился хлеб,

бесплодная нива - может, хоть Бог поможет. Или Христос, или

Ярила. А то и оба вместе.

Как рассказывала М. Алексейчик из Осиповичского р-на:

'Не родила нива. И что только не делали: возделывали землю,

удобряли, молебны устраивали, к шептухам ходили. Ничего не

помогало. Мне и посоветовали вышить рушник с узором Житней

Бабы и пожертвовать его в церковь. Это я и сделала. Вышила

рушник с узорами Житней Бабы и Богача и подарила в церковь. И

стала наша нива давать хороший урожай'.

Как форма языческой деревенской магии рушник использовался

как однодневное пожертвование. Так, после войн, революций,

разрушений много женщин собирались вместе и в течение одного

дня вышивали рушник, в узорах которого было зашифровано

обращение к богам-заступникам с просьбой защитить от голода,

холода, болезней и напастей. Каждая из женщин при этом могла

обращаться со своей просьбой, вместе, однако, получалась довольно

продуманная композиция, настоящая поэма о мечтах и надеждах

народа.

Можно встретить произведения и с поучительным содержанием

как своеобразный наказ молодым. Обычно их ткали и вышивали в

качестве подарка, главным образом на свадьбу.

Такие рушники были своеобразной эстафетой от старших к

младшим, зашифрованным наказом любить родителей и землю,

уважать предков, не избегать труда. Это - зарука и уверенность в

жизнеспособности народа и нации.

Жизнь женщины-крестьянки всегда прежде всего была

посвящена детям.