Ольга Толмачева

Древо Ангелов (Часть 1)

ритуалах. Говорилось даже,

будто Ангелы обучили смертных Кабалле, чтобы указать им путь

назад к Богу.

Но такие соответствия существовали, конечно же, не только в

Кабалле.

Когда в Европе в средние века Ангелы расплодились во

множестве, их по-прежнему считали слугами Божьими, но уже

выполняющими различные специфические функции. Такая

специализация неизбежно повлекла за собой установление

ассоциаций между Ангелами и конкретными явлениями, наподобие

ассоциаций между явлениями и планетами. Поэтому вполне

естественно звучало заявление о том, что Ангелы управляют теми

или иными вещами и действиями. Поэтому есть Ангелы,

управляющие ветром, разными планетами, и даже любовью.

В древние времена язык соответствий бы универсальным языком

символов, с помощью которых возможно было интерпретировать

любые мыслимые явления. Ещ° во времена римской империи дни

недели соотносились с традиционными планетами: Солнце, Луна и

пять планет, видимых невооруж°нным глазом.

Понедельник управляется Луной,

вторник - Марсом,

среда - Меркурием,

четверг - Юпитером,

пятница - Венерой,

суббота - Сатурном и

воскресенье - Солнцем.

В древние времена считалось, что если выполнять действия,

контролируемые определ°нными планетами в соответствующие

этим планетам дни, результат действий будет усилен: например,

управляемая Меркурием среда хороша для написания и отправки

писем, поскольку этим действиям покровительствует Меркурий.

В более поздней европейской истории почти с любым событием

каждодневной жизни стали ассоциировать Ангелов, и считалось, что

существует множество Ангелов, каждый из которых контролирует

какое-либо событие или отвечает за какие-либо действия. Также как

в астрологии по принципу соответствий считалось, что у каждого

дня недели существует свой покровитель.

У Воскресенья - Михаил.

У Понедельника - Гавриил.

У Вторника - Самаэль.

У Среды - Рафаил.

У Четверга - Сахил.

У Пятницы - Анаил.

У Субботы - Кассиль.

Воскресенье

Михаил, чь° имя означает 'тот, который как Бог', - Ангел,

управляющий воскресеньем, дн°м ассоциируемым с Солнцем. В

астрологии Солнце управляет знаком Льва, что указывает на то, что

у них есть общие черты. Лев - знак царя, первого лица в стране, т.е.

лица, управляющего государством и обеспечивающего соблюдение

справедливости. Такое описание идеально подходит к Михаилу,

который, в частности, в постбиблейских еврейских, христианских и

исламских писаниях занимает наивысшее положение среди всех

Ангелов. Будучи Ангелом Страшного суда, 'взвешивающим души',

он обеспечивает справедливость. Кроме того, Михаил является

начальником над архангелами и возглавляет чин силы.

Понедельник

Ангелом и архангелом для понедельника, связанного с Луной,

является Гавриил, чь° имя означает 'Бог есть моя сила'. В

астрологии Луна связана с женщинами и деторождением; она также

олицетворяет принцип созидания в интеллектуальном плане, т.е.

рождение мысли. Таким образом, между Гавриилом и Луной

просматривается явная связь, поскольку Гавриил, главный

посланник к человечеству, объявил Деве Марии о зачатии ею

Христа, а Мухаммед утверждал, что именно Гавриил продиктовал

ему Коран, дав тем самым рождение новой религии.

Вторник

Самаэль управляет вторником - дн°м, связанным с Марсом. В

астрологии Марс ассоциируется с агрессией, конфликтами и

эмоциональной страстью, а также физической мощью. Самаэль, чь°

имя образовано от соединения двух слов 'sam' (яд) и 'el' (ангел), в

раввинской литературе - Ангел смерти, князь демонов и колдун. В

'Пирке Рабби Елиэзер' именно он, в обличье змея, искушал Еву,

соблазнил е° и стал отцом Каина. В книге 'Зогар' именнос Самаэлем

борется Иаков в Пенуэле.

В 'Золотой легенде' Лонгфелло Иуда Искариот объясняет

раввину, почему собаки воют по ночам:

'Сказано в книге раввинов.

Собаки воют, когда с ледяным дыханием.

Великий Самаэль, Ангел Смерти.

Пролетает над городом'.

Среда

Рафаил, 'сияющий, который лечит', управляет средой,

ассоциируемой с Меркурием. Занятия, которым покровительствует

планета Меркурий - это путешествия и связь. Согласно Софии

Бернхэм и е° 'Книге Ангелов', Рафаил особо заботится о

пилигримах - не только путешественниках в буквальном смысле

этого слова, но и тех, кто общается с Богом, т.е. направил к Нему

свои мысленные стопы. Он изображается с посохом, в сандалиях, с

котомкой через плечо и с походным сосудом для воды. В 'книге

Товита' Рафаил выступает как компаньон и наставник его сына

Товии, открываясь