Ольга Толмачева

Древо Ангелов (Часть 1)

с более

крупными крыльями и со множеством глаз. Из всех Архангелов

чаще всего упоминаются Рафаил, Гавриил и Михаил.

Ангелы представляют самый низший чин иерархии, который

общается непосредственно с людьми. Слово 'ангел' образовалось от

греческого 'ангелос', что означает 'посланник', и передача

посланий является основной функцией ангелов. Появившиеся во

многих древних культах и традициях, Ангелы получили широкое

распространение в западной семье религий - иудаизме, христианстве

и исламе, там, где Бог считается настолько возвышенным, что сам не

вмешивается в дела земные, ну в большинстве случаев, по крайней

мере.

В западных религиях ангелы - это исключительно добрые

создания. Им противостоят злые духи, или демоны, которые иногда

являются 'падшими ангелами', восставшими против Бога и

изгнанными за это с небес. К средним векам, согласно Кабалле,

число ангелов, обитающих вблизи земного царства, достигло своего

пика и составило 301 655 722. Из этого чина выделились существа,

известные как Ангелы-хранители, в задачу которых входило опекать

и охранять вверенных их заботам людей. Согласно Талмуду, при

рождении каждому еврею да°тся одиннадцать тысяч Ангелов-

хранителей. По христианским понятиям, каждому человеку при

рождении да°тся два Ангела:

'один для правой руки, вдохновляющий на добрые дела, и один для

левой, подталкивающий ко злу'.

У славян же было признано наличие тр°х Ангелов: один, который

приводит человека в этот мир, другой, что вед°т его по жизни, и

третий, который будет сопровождать его после смерти в мир иной.

Несмотря на популярность схемы Дионисия, многие мыслители

предложили свои схемы. Иногда они имели лишь несущественные

отличия, как, например, у Данте, который поменял местами

Архангелов и начала. Другие схемы совершенно отличны, даже по

названиям тех или иных уровней. В 'Зогаре', например, мы находим

следующую иерархию в нисходящем порядке:

Малахим

Ерелим

Серафим

Хейот

Офаним

Хамшалим

Елим

Елохим

Бене Елохим

Ишим

Гюстав Дэвидсон в приложении к своему 'Словарю Ангелов'

описывает 13 таких систем и упоминает ещ° несколько. Несмотря на

такое множество схем, почти в се современные авторы, пишущие об

Ангелах, за явным исключением тех, кто придерживается

традиционных иудаистских и исламских позиций, ссылаются

исключительно на схему Дионисия. Даже такой неортодоксальный

автор, как Рудольф Штайнер, строит свою схему более или менее

точно по Дионисию.

Рудольф Штайнер (1861-1925 гг.), основатель теософской

раскольнической группы 'антропософское общество', родиося в

Кролевиче (австро-Венгрия). Выдающийся уч°ный и философ,

Штайнер вн°с оригинальный вклад во многие отрасли науки.

Больше всего его помнят, возможно, как основателя вальдорфской

образовательной системы. Он развил теософские учения о дивах,

или Ангелах, в одну из наиболее сложных систем в оккультной

литературе, которая, однако, гармонично соотносится, в частности с

системой описания древних славян, а также, с некоторыми

признанными средневековыми мистиками из среды христианства. В

ряде сходных систем можно назвать подразделение, привед°нное

Эммануилом Сведенборгом, которому изложенные знания, по

упоминанию, были преданы самими небесными существами.

Штайнер рассматривал человечество как микрокосм внутри

макрокосма Вселенной, чьи секреты могут быть открыты пут°м

исследования 'акашических записей', своего рода библиотеки в

нефизической сфере. Он утверждал, что многое из того, чему он

учит, было получено прямо из этих записей. Согласно его

интерпретации человеческой эволюции, человечество утратило свои

первоначальные духовные и сверхчувствительные способности при

нисхождении к 'материальной плоскости'. Штайнер разработал

свои собственные идеи реинкарнации и кармы, согласно которым

некоторые духи, или в нашем изложении Ангелы, существующие в

высших 'плоскостях', постоянно взимодействуют с человеческими

созданиями и поощряют их продвижение к духовному

самоосознанию, тогда как другие 'демоны', являющиеся

воплощениями зла, хотят, чтобы люди сохранили привязанность к

материальному миру.

Штайнер взял традиционную иерархию чинов, первоначально

изложенную Псевдо-Дионисием Ареопагитом, и адаптировал е° к

свей теософской схеме. Традиционно Ангелы делятся на девять

чинов, сгруппированных в три иерархии. Штайнер перераспределил

их следующим образом:

Первая иерархия:

Духи Любви

Духи Гармонии

Духи Воли

Вторая иерархия:

Духи Мудрости

Духи Движения

Духи