Ольга Толмачева

Древо Ангелов (Часть 1)

атрибуты, и которая, соответственно может быть видима

различными людьми как определ°нная константа.

Священное писание не да°т прямого ответа на этот вопрос. В

некоторых стихах, например, Послание к Евреям 1:14, Ангелы

называются 'духами', что предполагает их бестелесную природу,

позже приписанную им известным мыслителем 13-го века Фомой

Аквинским; в других стихах они описаны так, будто имеют некое

телесное воплощение.

В Евангелии от Луки (20:36) Иисусу приписываются слова о том,

что после воскрешения мы все будем 'подобны Ангелам'.

Поскольку после воскрешения мы все будем иметь некое

воплощение, как бы сильно трансформировано оно ни было,

утверждение Иисуса подразумевает, что и Ангелы имеют

воплощение. В Псалме (82:6), в Евангелии от Иоанна (10:34-37),

Иисус говорит, что Ангелы имеют природу, подобную нашей и

отличаются только лишь степенью совершенства.

Здесь мы рассматриваем с вами библейские источники поскольку

это именно та сфера, которая наложила свой отпечаток на развитие

нашей системы Ангелов, и которая в частности, сохранила в своих

рамках и сво°м кругу древне-славянские верования и через

католицизм перенесла, правда, в довольно искаж°нном виде, эту

систему, которая уже в наше время получила широкое

распространение в движении Нью Эйдж.

Ориген (185-254 гг.), которого многие считают величайшим

исследователем Библии и самым оригинальным умом периода

формирования церкви, приписывал Ангелам эфемерное, или

невидимое, тело. Это же мнение разделял схоласт Дунс Скотт (1266-

1308 гг.). Фома Аквинский придерживался противоположной точки

зрения. Он утверждал, что, поскольку интеллект выше смысла,

должны существовать некие бестелесные создания, доступные

только интеллекту. Эти бестелесные существа, мол, и есть Ангелы;

посему, Ангелы есть чисто духовные существа, не имеющие тела,

хотя иногда, посещая земное царство, они могут принимать

телесную форму, как, например, в описанном в Священном писании

явлении Ангелов Аврааму (Бытие 18).

Мы с вами уже рассматривали вскользь по ходу некоторые

положения и разъяснения относительно природы Ангелов,

вследствие чего, мы можем сделать свой собственный вывод, что,

поскольку, даже если Ангелы и имеют некую форму, то она

находится не на том уровне восприятия, и вообще не на том уровне,

где могут существовать формы как таковые, в воспринимаемом

нами смысле, а, потому, более тонкие уровни существования,

соответствующие нашей мысли, либо же ещ° более тонкие могут

лишь интерпретироваться нашим умом для возможного восприятия.

Каждое явление или видение Ангела неповторимо, и потому,

нельзя приписывать и какой-то определ°нный цвет одному из

Ангелов или всем Ангелам в целом. Авторитет художников

заставляет некоторых зрителей воспринимать изображ°нных ими

Ангелов как данность, однако, не забывайте, что это лишь

субъективное восприятие и должно рассматриваться как таковое.

Каждый из вас увидит своего Ангела.

В библейском контексте в связи с Ангелами несколько раз

употребляется слово 'белый'. Особенно это бросается в глаза в

пересказе сцен воскрешения в Евангелиях. Вот пример из Матфея

28:2-3:

'И вот, сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень,

сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и

сидел на н°м; вид его был как молния, и одежда его бела как снег'.

Существуют некоторые цветовые ассоциации с разными чинами

Ангелов. Однако их следует рассматривать как облегчающий способ

классификации, поскольку в библейской доктрине об этом ничего не

говорится. Большинство тех, кто видел Ангела воочию, говорят, что

самое сильное их ощущение - это ощущение света. Этот источник

света может состоять из многих цветов, с преобладанием белого.

Часто говорится, что, нисходя на землю, Ангел нес°т с собой

часть сияния небес. Этим, вероятно, и объясняется устойчивая

ассоциация с белым цветом, создающим это сияние. Другие,

испытавшие близкое присутствие Ангелов, связывают определ°нные

цвета с определ°нным персонажем. У многих:

? Зел°ный цвет ассоциируется с Рафаилом, - вероятно,

символизирующим его лекарские способности (исцеление

Земли);

? Золотой цвет тесно связан с Гавриилом, - который, возможно,

символизирует и усиливает смысл его божественных посланий;

? Михаил часто изображается оттенками голубого, - возможно, это

показывает его близость к небесам, а возможно, это отображает

нам°к на петушиные перья, нередко связываемые с этим

персонажем.

'Так как свет, купая все создания