Ольга Толмачева

Древо Ангелов (Часть 1)

веселье господствовало и в Купальскую Ночь с

е° кострами, гаданиями, танцами, музыкой.

Любимым в народе был также и сам образ Купалинки, которая,

как считалось, являлась в облике молодой вес°лой девушки, либо

женщины с детьми.

За день до Купалы молод°жь договаривалась, что брать с собою -

закуску, напитки. Вечером собирали сучья, разжигали костры,

рассаживались вокруг и начинали пения в честь Купалинки. Пели

купальские песни, веселились, танцевали. Девушки плели венки для

гадания. Девушка бросала свой венок в огонь, а тот из парней, что

любил е° и хотел на ней жениться, старался выхватить венок из

огня. И, хотя мог хорошо обжечься при этом, вс° же выхватывал,

демонстрируя силу своей любви. Гадали и на воде озера или речки,

бросая туда венки, а молодцы доставали. Если вблизи не было воды,

то бросали в траву или кусты.

Бывало, бросит девушка венок, а никто и не спешит его

доставать. Можно представить себе, что она переживала. Тогда и

праздник для не° уже не праздник, бежит домой, бедная и печалится

там.

В Купальскую ночь собирали лекарственные травы, веря в их

магическую силу, клялись в любви до гроба, иногда и

договаривались о свадьбе. В полночь самые отважные шли в

лесную чащу искать цветок папоротника, загадывая при этом самое

заветное. Кто-то - о счастье, хорошего мужа иметь и крепкую семью,

кто-то - чтобы парня приворожить, другие - чтобы разбогатеть.

Расходились по домам на рассвете. Уже и спать ложиться

некогда, на работу пора, да все были молодые, здоровые, вес°лые -

какой там сон!

Крестьянин любил свою родину. Когда было нужно, он брал в

руки оружие и ш°л защищать е° от непрошеных пришельцев, хотя

сами белорусы никогда ни на кого не нападали.

Крестьянская среда представляет собой стойкий фундамент для

основания любого общества. В истоках села зарождались и

формировались такие общественные классы, как ремесленники и

воины, рабочие и интеллигенция. Из крестьянской среды вышли

многие деятели науки, культуры и искусства.

Но вот настал 19-ый век. В странах Западной Европы возник

марксизм, так называемое учение о диктатуре пролетариата и

безжалостной классовой борьбе. Марксизм прижился в России,

породив большевизм, а в итоге - Октябрьскую революцию. Пришли

в упадок экономика и культура, сменились моральные ценности. В

итоге, не стало крестьянина-труженика, не стало села, забыта

прекрасная, поэтичная система взглядов на природу, жизнь и

человека.

Формирование веры

Сегодня мы знаем, что культура славянских плем°н, живших на

территории Беларуси, была довольно высокой. Наши дал°кие предки

создали богатую мифологию, отражающую их мировоззрение,

которая по своему уровню может быть сопоставлена с мифологий

древнейших земных цивилизаций, например, с греческой.

Вот некоторые сравнения:

Зевс-громовержец,

Бог Солнца - Гелиос,

Богиня-Мать Земли - Гея,

Богиня Любви и Красоты - Афродита,

Бог Огня и рем°сел - Гефест,

Нимфы -

в греческой мифологии соответствуют в том же порядке

Перуну,

Сварогу,

Великой Богине Матери-Земле,

Ладе,

Жижалю и

Русалкам -

в славянской.

И такие сравнения можно продолжать.

С принятием христианства официальная религия всеми силами

боролась с язычеством. Уничтожались капища и скульптуры

языческих Богов, из народной памяти искоренялись древние обычаи

и обряды. Однако, убедившись в бессмертии язычества, церковь

проявила дальновидность: объединила язычество с христианством.

Таким образом, дошли до наших дней Коляды, объедин°нные с

Рождеством Христовым, Великдень, весенний праздник в честь

Ярилы, - с Воскресением Христа, или Пасхой и т.д.

Своеобразно такое объединение проявилось и в народном

художественном творчестве и рем°слах. Думается, что не просто так

мы встречаем в народном ткачестве и вышивке сохранившихся, в

том числе и с очень давних врем°н, часто объедин°нные символы

двух видов, или двух традиций. Один, например, может быть в виде

ромба, явно языческого происхождения, другой, изображающий

женскую фигурку, вполне возможно, связанный с христианской

иконографией.

С первобытных врем°н сохранились вполне натуралистичные

каменные и костяные женские фигурки, обращающие на себя

внимание гипертрофированными формами. Как видно, мастера тех

врем°н известно подч°ркивали особенности женщины-матери,

выделяли е° предназначение на земле как продолжательницы жизни.

Встречаются и условные, символические образы женщины-

матери. В музее валунов в Минске есть каменный