Ольга Толмачева

Древо Ангелов (Часть 1)

впервые появляется благодаря

специфическому расположению глав в трудах Аристотеля.

Рассуждения о природе конечной реальности помещены после (по-

гречески 'мета') его рассуждений о физике, отсюда - метафизика.

На протяжении всей истории западной философии метафизика

рассматривалась с точки зрения философской системы мыслителя,

которая касалась конечной реальности. Для средневековых

религиозных философов эти рассуждения часто включали

размышления об Ангелах. Как отдал°нный отзвук этих

рассуждений, современные метафизические дискуссии иногда

возвращаются к средневековому вопросу: сколько ангелов могут

танцевать на острие булавки? (Правильный ответ: бессч°тное

количество, поскольку ангелы не занимают пространства).

В отличие от философов-редукционистов, объявлявших, что вс°

есть материя, а также от философов-дуалистов, которые верили в

существование разума и материи, ряд солидных мыслителей -

наиболее заметные среди них Джордж Беркли (1685-1753) и Георг

Гегель (1770-1831) - декларировали, что конечная природа

реальности - разум, или дух. Физический мир может казаться

реальным, но, как и предстающие в мечтах картины, на самом деле

он является лишь проявлением нашего коллективного разума. Эта

школа метафизики традиционно называется идеализмом (термин

вносит некоторую путаницу в связи с другими коннотациями

термина 'идеализм'). Идеалистами называли (верно или неверно) и

других, более популярных мыслителей, таких как Эммануил

Сведенборг и Эндрю Джексон Дэвис, в результате чего, учение об

Ангелах стало ассоциироваться с идеализмом.

Кроме того, в 19-ом же веке зародилось течение, получившее

название 'спиритизма'. В этом течении особенное значение

прида°тся жизни после смерти и общению с Духами посредством

медиумов. Утверждая идею научной духовности, спиритуалисты

отрицают многие доктрины традиционных религий, такие, к

примеру, как вечное проклятие.

Большинство известных обществ верило в возможность общения

с миром Духов. Одним из ключевых понятий спиритизма является

идея духовных проводников - лиш°нных телесной оболочки Духов-

помощников, которыми часто являются умершие родственники, а

также и другие Души недавно живших людей. Эти проводники

напоминают традиционных Ангелов-хранителей, особую категорию

Ангельских существ, охраняющих каждого человека. Несмотря на

функциональное сходство, эти две категории существ (призраки и

ангелы) традиционно считались абсолютно различными. Однако

сегодня, поскольку многие люди, пережившие клиническую смерть,

сообщают о том что видели умерших близких людей на 'другой

стороне', различие между бестелесными духами помощниками и

ангелами-хранителями для многих стало расплывчатым.

Огромный вклад в популяризацию и упрощение спиритизма для

понимания широкого круга людей вн°с широко известный Аллан

Кардек, автор многих книг, таких как 'Книга Духов', 'Книга

Медиумов', 'Евангелие в Разъяснении Спиритизма', и является в

частности, тем человеком, который наконец сформулировал сам

спиритический ритуал.

Хотя многие течения сейчас просто гармонично сочетают в себе

черты и аспекты различных субкультур, и таких как спиритизм в том

числе, и вс° это вместе выливается в новый поток вс° растущего и

относительно Ангелов также интереса в движении Нью Эйдж.

Нью Эйдж сейчас, как движение, можно сказать, без устоявшейся

доктрины и без религиозных авторитетов, которые решали бы, какие

новые идеи следует принять или, наоборот, исключить из системы

верования, в основном проявило замечательную проницаемость в

отношении новых идей. Не отказываясь от основы своего

мировоззрения, Нью Эйдж, между тем, открыто для различных идей,

практических методик и тому подобного.

Бесконечно меняющиеся интересы субкультуры Нью Эйдж

постепенно смещаются в сторону новых приоритетов, в последнее

время, таких как нео-шаманизм, работа, называемая 'внутренний

реб°нок', и Ангелы. Во время выхода в свет в 1990 году

'Энциклопедии Нью Эйдж', Ангелы были ещ° столь далеки от

интересов этого движения, что в энциклопедии не было даже

отдельной статьи, посвящ°нной Ангелам. Однако уже в 90-ые годы

эта субкультура буквально наводнилась книгами об Ангелах,

ювелирными украшениями с Ангельскими мотивами, специальными

брошюрами и сборниками рассказов об Ангелах.

Некоторые считают, что теперешнее возрождение интереса к

Ангелам не что иное, как извечная тоска человечества о неземном,

которая вновь себя проявила. Считается, что древние люди

придумали существование духов,