Ольга Толмачева

Древо Ангелов (Часть 1)

В традиционных верованиях, обычаях и обрядах белорусов

существует несколько устойчивых атрибутов, символов,

освящ°нных и древними языческими верованиями, и уже позднее

пришедшим христианством.

Это символы, вобравшие в себя древнюю языческую культуру

наших предков, сохранившие е° и теперь являющиеся для нас

ключами к е° раскрытию, теми корнями, что отражают душу

крестьянина-белоруса, жившего много много лет назад на

территории нашей родины, с его представлениями, идеалами,

верованиями, надеждами, мечтами и мифологией.

Хлеб символизировал Жизнь и благосостояние.

Сейчас наша жизнь очень политизирована. Мы уже по-своему, а

не как люди прошлого, расставляем приоритеты и возносим

зачастую совсем не главные вещи в нашей жизни. И, наверняка,

современный человек не задумывается о важности зерна и хлеба.

В народном же понятии всегда живо уважение и почтение к зерну

и хлебу. Зерно считалось священным. Говорили, что, кто любит

зерно, тот будет богат и счастлив. Раньше перед строительством

дома, например, место освящали зерном, а потом уже приглашали

священника. Когда молодые ехали венчаться в церковь, прежде отец

благословлял их зерном. В старые времена зерно называли благом и

золотом.

Люди преклонного возраста, наверняка, ещ° помнят такие

отношения в семье, когда строго требовалось проявлять уважение к

зерну и хлебу. Уронишь крошку хлеба под стол во время обеда и

получишь ложкой по лбу. И здорово могло влететь, если не

поднимешь зерно, упавшее на землю.

Все мы знаем, читали множество белорусских сказок, большая

роль в которых отводится символизму хлеба как великой ценности

крестьянской жизни.

Существует такая белорусская легенда о хлебе:

Жил когда-то в деревне старик, и было у него три сына. Позвал

он их к себе и говорит: идите, сыновья мои, в люди, поучитесь там,

как жить, что беречь и ценить. Просите теперь, что вам нужно в

дорогу. Младший попросил золота, средний - серебра, старший -

хлеба. А там как раз случился голод. Хотели сыновья купить хлеба

за золото и серебро, а люди и говорят им: нет хлеба, ешьте сами сво°

золото. Поделился с ними старший своим хлебом. Вернулись они

домой и говорят отцу: теперь мы знаем, что дороже всего - хлеб.

Рис. 20.

Узор на мужской рубашке с мотивом хлеба.

Крестьянин возделывает ниву, сеет пшеницу. Затем, как поспеет,

сожн°т, смолотит, смелет, замесит тесто, а затем и хлебушек

получит. Для чего у нас построены тракторные заводы - чтобы хлеб

добывать. А делает это крестьянин.

Можно было бы приводить много примеров почтительного

отношения человека к хлебу. Потому, не удивительно, что символ

хлеба является наиважнейшим и находит сво° применение, и

сохранился во многих направлениях, как народного творчества, так

и народной магии в лоне язычества.

Кутья - древняя пища народа; как живых, так и м°ртвых. Кутья

- это символ урожая и плодородия.

Яйцо представляет собой символ возрождения жизни,

пробуждения природы от зимнего сна, наступления весны, а,

позднее - воскресения Христа.

Куриное яйцо было одним из основных атрибутов празднования

Великодня - праздника славян-язычников. У древних славян и

многих других народов Европы оно символизировало будущую

жизнь, возрождение природы после зимнего сна, потому и

относилось к весенним праздникам. С ним связывали различные

магические действия и обряды, направленные на улучшение урожая,

здоровье домашней скотины, счастье в семье. А чтобы увеличить,

усилить символическую роль куриных яиц, их красили,

преимущественно в красный цвет, или расписывали разными

узорами. С принятием христианства крашеные куриные яйца вошли

в обряд празднования воскресения Христа (Пасхи) и сегодня в

народе воспринимаются как атрибут именно этого праздника, хотя

корни здесь - языческие.

Рис. 21.

Символ Великодной крашенки (яйца)

Символ яйца, как мы видим, похож на узор каравая. И возможно,

что не случайно. Яйцо - символ весны, Великодня. Каравай - символ

свадьбы. И первый, и второй символизируют собой зарождение

новой жизни.

Каравай - то же, что и хлеб, однако, кроме этого, он также

представлял и плодовитость, продолжение рода, и потому был

придуман и приготавливался к свадьбе.

Некоторые мастерицы одни и те же ромбовидные символы

называют то колядками, то караваем. В жизни, однако же, между

ними существует разница. Каравай - это ритуальный хлеб, который

пекут специально к свадьбе с сохранением существующих обычаев,

а колядками называют различные