Рудольф Штайнер

Теософия

богаче. Таким образом, от органов самого существа

зависит, будет ли и для него существовать, как восприятие, как ощущение то,

что существует во внешнем мире. То, что в воздухе находится, как известное

движение, становится в человеке ощущением звука. Проявления жизненной силы

человек не воспринимает обыкновенными чувствами. Он видит краски растений,

он обоняет их аромат, жизненная сила остается скрытой для такого наблюдения.

Но как слепорожденный не имеет права отрицать краски, так обыкновенные

чувства не вправе отрицать жизненную силу. Краски начнут существовать для

слепорожденного, как только он будет оперирован, точно так же начнут

существовать для человека, как восприятие, не только индивидуумы, но

созданные жизненной силой разнообразные виды растений и животных, лишь

только в нем раскроется орган для этого восприятия. Совершенно новый мир

встает перед человеком с раскрытием этого органа. Теперь он уже воспринимает

не только цвета, ароматы и т.д. живых существ, но жизнь самих этих живых

существ. В каждом растении, в каждом животном он ощущает, кроме физического

облика, еще его духовный, исполненный жизни облик. Чтобы как-нибудь

обозначить его, пусть этот духовный облик называется эфирным телом или

жизненным телом. Для исследователя духовной жизни это представляется

следующим образом. Для него эфирное тело не есть только произведение веществ

и сил, физического тела, но самостоятельная, действительная сущность,

которая лишь и вызывает к жизни названные физические вещества и силы. Когда

говорят, что простое физическое тело, - как, например, кристалл, - получает

свой облик благодаря присущим ему физическим формообразующим силам, то

выражаются в духе тайноведения. Живое тело получает свою форму не через эти

силы, ибо в то мгновение, когда жизнь удалилась из него, и оно предоставлено

только физическим силам, оно распадается. Жизненное тело - есть сущность,

которой в каждое мгновение в течение жизни физическое тело охраняется от

распадения.


Для того чтобы увидеть это жизненное тело, чтобы воспринять его у

другого существа, необходимо иметь пробужденное духовное око. Без него можно

только принять его существование, в силу логических оснований. Но его можно

увидать духовным оком так же точно, как видят цвет физическим глазом.


Не надо смущаться выражением 'эфирное тело', 'эфир' обозначает здесь

нечто иное, чем гипотетический эфир в физике. Пусть это будет принято просто

как обозначение для того, что здесь описывается. И как физическое тело

человека в своем строении является отображение своей задачи, так же точно и

эфирное тело человека. И его можно понять лишь тогда, когда рассматривают

его по отношению к мыслящему духу. Своей приноровленностью к мыслящему духу

эфирное тело человека отличается от эфирного тела растений и животных.


Подобно тому, как своим физическим телом человек принадлежит к

минеральному миру, так своим эфирным телом он принадлежит к миру жизни.

После смерти физическое тело растворяется в минеральном мире, тело эфирное -

в мире жизни. 'Телом' надо обозначать то, что придает существу какого-либо

рода 'форму', 'облик'. Не надо смешивать выражение 'тело' с чувственной

телесной формой. В этом смысле обозначение 'тело' может быть употреблено

также и для того, что слагается как душевное и духовное.


Жизненное тело есть еще нечто внешнее для человека. С первым

пробуждением ощущения уже само внутреннее человека отвечает на раздражения

внешнего мира. Можно проследить как угодно далеко то, что по праву

называется внешним миром: ощущения мы не сможем найти. Лучи света проникают

в глаз, они распространяются внутри его, вплоть до сетчатой оболочки. Там

они вызывают химические проносы (в так называемом глазном пурпуре), действие

этих раздражений продолжается через зрительный нерв вплоть до мозга, там

возникают дальнейшие физические процессы. Если бы можно было наблюдать их,

то увидели бы такие же физические процессы, как и повсюду во внешнем мире.