Рудольф Штайнер

Теософия

образований это те, в которых обе основные силы

находятся в равновесии, значит, в которых с одинаковой силой действуют

симпатия и антипатия. Они подходят к другим образованиям с известной

нейтральностью, они действуют на них, как родственные им, не притягивая и не

отталкивая их особенно. Они как бы не ставят резкой границы между собою и

окружающим миром. Они постоянно позволяют влиять на себя другим образованиям

окружения, и поэтому их можно сравнивать с жидкими веществами физического

мира. И в том, как эти душевные образования притягивают к себе другие,

совсем нет алчности. Воздействие, подразумеваемое здесь, бывает, например,

когда человеческая душа воспринимает цвет. Если у меня является ощущение

красного цвета, то прежде всего из моего окружения я воспринимаю нейтральное

возбуждение. Только когда к этому возбуждению присоединяется удовольствие от

красного цвета, возможно отметить еще иное душевное воздействие. То, что

обусловливает нейтральное возбуждение, - это душевные образования, стоящие в

таких взаимоотношениях, при которых симпатия и антипатия уравновешивают друг

друга. Та душевная вещественность, о которой здесь идет речь, может быть

обозначена, как совершенно пластическая, текучая. Не себялюбиво, как первая,

движется она через душевное пространство, но так, что ее бытие везде

воспринимает впечатление и оказывается родственно многому из того, что ей

встречается. Наиболее подходящим к ней выражением было бы: текучая

возбудимость.


Третья ступень душевных образований есть та, у которой симпатия берет

верх над антипатией. Антипатия приводит к себялюбивому самоутверждению, но

последнее отступает перед склонностью к вещам окружающего мира. Представим

себе подобное образование внутри душевного пространства. Оно является

центром притягательной сферы, распространяющейся на предметы окружающего

мира. Подобные образования надо обозначить особо как вещественность хотения.

Это наименование представляется правильным, потому что вследствие

существующей, лишь более слабой по сравнению с симпатией, антипатии

притяжение действует все же так, что притягиваемые предметы должны быть

введены в собственную область образования. Благодаря этому, симпатия

получает себялюбивый основной тон. Эта вещественность хотения может быть

сравнима с газо- или воздухообразными телами физического мира. Как газ

стремится расшириться во все стороны, так распространяется по всем

направлениям вещественность хотения.


Высшие ступени душевной вещественности характеризуются тем, что в них

совершенно отступает назад одна основная сила, а именно антипатия, и

собственно действующей является только симпатия. Она, прежде всего, может

проявиться внутри частей самого душевного образования. Эти части действуют

взаимно притягательно одна на другую. Сила симпатии внутри душевного

образования выражается а том, что называют радостью. И каждое уменьшение

этой симпатии есть печаль. Печаль есть лишь уменьшенная радость, как холод

есть лишь уменьшенное тепло. Радость и печаль это есть то, что, в тесном

смысле, живет в человеке как мир чувств. Чувствование есть колебание

душевного в себе самом. От того, как в душевном колеблются чувства радости и

печали, зависит то, что мы называем его довольством.


К еще высшей ступени принадлежат те душевные образования, у которых

симпатия не остается заключенной в пределах собственной жизни. Эти душевные

образования, так же, как и четвертая ступень, уже отличаются от трех низших

тем, что у них силе симпатии не приходится бороться с противодействующей ей

антипатией. Лишь начиная с этих высших видов душевной вещественности

многообразие душевных образований замыкается в один общий душевный мир.

Поскольку существует антипатия, душевное образование стремится к чему-либо

иному ради своей собственной жизни, для того, чтобы усилить и обогатить себя

самое при помощи другого. Где молчит антипатия, там другое воспринимается

как откровение, как возвещение.