Рудольф Штайнер

Теософия

собственному подъему, туда. (Это будет выяснено дальше в

главе, где будет говориться об образованиях душевных и духовных органов

восприятия. Пока человек должен получать познания о высших мирах путем

символов. А потом уже он может думать о том, чтобы самому получить доступ к

ним.) Так же, как вещества и силы, которые составляют наш желудок, сердце,

легкие, мозг и т.д. и управляют ими, происходят из телесного мира, так и

наши душевные свойства, наши порывы, вожделения, чувства, страсти, желания,

ощущения и т.д., исходят из мира душевного. Душа человека является членом в

этом душевном мире, так же, как его тело - есть часть физического телесного

мира. Если указывать на различие между телесным миром и душевным, то можно

сказать, что последний гораздо тоньше, подвижнее и пластичнее во всех своих

предметах и существах, чем первый. Но нужно ясно понимать, что, входя в

душевный мир, вступаешь в мир совершенно новый по отношению к физическому. И

поэтому, говоря о более глубоком и более тонком в этом отношении, не надо

терять из вида, что здесь, для уподобления, лишь намекается на то, что все

же совершенно различно. Это же относится и ко всему, что говорится о мире

душ словами, заимствованными из физической телесности. Приняв в соображение

все это, мы можем сказать, что образования и существа мира душ состоят точно

так же из душевных веществ и точно так же управляются душевными силами, как

это происходит в физическом мире, с физическими веществами и силами. Как

телесным образованиям свойственны протяженность и передвижение в

пространстве, так душевным предметам и существам свойственна возбудимость,

деятельное хотение. Поэтому мир душ называют также миром страстей или

желаний или же миром 'стремлений'. Эти выражения взяты из человеческого мира

душ. Поэтому нужно твердо помнить, что предметы, находящиеся в тех частях

мира душ, которые лежат вне человеческой души, настолько же отличаются от

душевных сил в ней, насколько физические вещества и силы телесного внешнего

мира отличны от частей, составляющих физическое человеческое тело. (Порывы,

желания, стремления - это обозначения для вещественного в мире душ. Это

вещественное назовем 'астральным'. Если обращается больше внимания на силы

мира душ, тогда в теософии говорится о 'существе вожделения'. Но не должно

забывать, что различие между 'веществом' и 'силой' здесь не может быть столь

строгим, как в физическом мире. Порыв может быть назван одинаково и 'силой'

и 'веществом').


Кто впервые получает прозрение в душевный мир, на того смущающим

образом действуют различия, представляемые им по сравнению с физическим. Но

ведь то же самое бывает и когда раскрывается какое-нибудь доселе

бездействовавшее физическое чувство. Оперированный слепорожденный также

должен сперва научиться ориентироваться в мире, который до сих пор был ему

знаком лишь через чувство осязания. Он видит, например, предметы сначала в

своем глазу, затем он видит их вне себя, но сперва они представляются ему,

как бы нарисованными на одной плоскости. Лишь постепенно начинает он

воспринимать глубину, пространственное расстояние между предметами и т.д.


В мире душ господствуют совсем иные законы, чем в физическом. Конечно,

многие из душевных образований связаны с образованиями иных миров. Например,

душа человека связана с физическим человеческим телом и с человеческим

духом. Таким образом, те явления, которые наблюдаются в ней, находятся в то

же время и под влиянием телесного и духовного миров. Это надо принимать во

внимание при наблюдении мира душ и нельзя считать душевными законами то, что

происходит от воздействия другого мира.


Например, когда человек выражает желание, то оно поддерживается мыслью,

представлением духа и следует его законам. Но совершенно так же, как

возможно установить законы физического мира, не учитывая влияния, которое,

например, имеет человек на ход их явлений, так подобное же возможно и в

отношении душевного мира.


Важным различием между душевными