Рудольф Штайнер

Теософия

и физическими явлениями оказывается

то, что при первых их взаимодействия являются гораздо более внутренними. В

физическом пространстве, царит, например, закон 'удара'. Если шарик из

слоновой кости ударит другой, лежащий спокойно, то этот последний станет

двигаться в направлении, которое может быть высчитано на основании движения

и эластичности первого. В душевном пространстве взаимодействие двух

встречающихся друг с другом образований зависит от их внутренних свойств.

Если они родственны друг другу, они взаимно проникают друг друга, как бы

срастаются друг с другом. Если же их существа враждебны друг к другу, они

отталкиваются одно от другого.


В телесном пространстве существуют, например, определенные законы

зрения. Отдаленные предметы видят в перспективном уменьшении. Если мы будем

смотреть вдоль аллеи, то, по законам перспективы кажется, что более

отдаленные деревья находятся на меньшем расстоянии друг от друга, чем

ближайшие. В душевном пространстве, напротив того, все, близкое и далекое,

представляется ясновидящему в тех расстояниях, которые соответствуют их

внутренней природе. Этим, естественно, дан источник всевозможных ошибок для

того, кто, вступая в душевное пространство, хочет там следовать правилам,

принесенным им из физического мира.


Первое, что должно быть усвоено, чтобы ориентироваться в душевном мире,

это умение отличать различные виды его образований, подобно тому, как в

физическом мире мы различаем плотные, жидкие и воздушно- или газообразные

тела. Для того, чтобы достичь этого, надо узнать обе основные силы,

являющиеся здесь наиболее важными. Их можно назвать симпатией и антипатией.

Сообразно тому, как эти основные силы действуют в известном душевном

образовании, определяется его вид. Симпатией должна быть названа та сила,

благодаря которой одно душевное образование притягивает к себе другие,

стремится слиться с ними, проявляет свое родство с ними. Напротив, антипатия

- есть та сила, посредством которой душевные образования отталкиваются друг

от друга, исключают одно другое, утверждают свою обособленность. В какой

степени эти основные силы находятся в душевном образовании, от этого

зависит, какую роль будет играть оно в душевном мире. Прежде всего,

сообразно действию в них симпатии и антипатии надо различать три вида

душевных образований. И эти виды отличаются друг от друга тем, что симпатия

и антипатия в них стоят в совершенно определенных взаимоотношениях друг к

другу. Во всех трех имеются налицо обе основные силы. Возьмем сперва

образование первого рода, Оно притягивает к себе другие образования из

своего окружения посредством господствующей в нем симпатии. Но, кроме этой

симпатии, в кем есть также и антипатия, в силу которой оно отталкивает от

себя находящееся в его окружении. Вовне подобное образование представится

таким, как будто оно обладает только силами антипатии. Но это неверно. В кем

есть и симпатия, и антипатия. Только последняя преобладает. Она берет верх

над первой. Подобные образования играют себялюбивую роль в душевном

пространстве. Многое вокруг себя они отталкивают, и лишь немногое

притягивают к себе с любовью. Оттого они как неизменные формы движутся через

душевное пространство. Благодаря силе симпатии, которая в них есть, они

являются алчными. Но алчность в то же время является ненасытной, как бы не

находящей утоления, потому что преобладающая антипатия отталкивает столь

многое из приходящего навстречу, что становится невозможным какое бы то ни

было удовлетворение. Если сравнивать душевные образования этого рода с

чем-либо в физическом мире, то можно сказать: они соответствуют твердым

физическим телам. Эта область душевной вещественности должна быть названа

пламенем вожделений. То, что из этого пламени вожделений примешано к душам

животных и людей, определяет в них то, что именуется низшими чувственными

порывами, их преобладающими себялюбивыми инстинктами.


Второй род душевных