Рудольф Штайнер

Теософия

когда она, в своей жизни,

не отдается только мимолетным возбуждениям, но из самой себя определяет

вещи, внедряет свое существо в действия, совершаемые ею. При помощи

воспоминания душа сохраняет вчерашний день, своими действиями она

приготовляет себе завтрашний день. Моя душа должна была бы постоянно снова

воспринимать красный цвет розы, если бы она не могла удержать сев

воспоминании. То, что остается от внешнего впечатления, что может быть

удержано душой, это есть представление. Благодаря дару представления душа

так претворяет телесный мир в свой собственный внутренний, что может потом

посредством памяти удержать его для воспоминания и затем далее продолжать

свою собственную жизнь с этим воспоминанием, независимо от приобретенных

впечатлений, таким образом душевная жизнь становится длительным следствием

преходящих впечатлений внешнего мира.


Но и действие получает длительность, раз оно запечатлелось во внешнем

мире. Если я отрезаю ветку с дерева, то, благодаря моей душе, произошло

нечто, совершенно изменившее течение событий во внешнем мире. С этой ветвью

на дереве произошло бы нечто совсем иное, если бы я не вмешался своим

действием. Я вызвал в жизни ряд следствий, которых не было бы без меня. То,

что сделал сегодня, остается на завтра. Оно получает длительность благодаря

поступку, подобно тому, как мои впечатления от вчерашнего дня получают

длительность для моей души благодаря памяти.


Прежде всего рассмотрим теперь память. Каким образом создается она?

Очевидно, совсем иным путем, чем ощущение или восприятие. Ибо восприятие

обусловливается телесностью. Без глаза я не могу иметь ощущение 'синего

цвета'. Но, благодаря глазу, я еще не могу иметь воспоминание о 'синем

цвете'. Если мой глаз теперь дает это ощущение, для этого он должен

встретиться с синим предметом. Телесность постоянно сводила бы в ничто все

впечатления, если бы она существовала бы только одна.


Я вспоминаю, это значит: я переживаю нечто, чего уже больше нет. Я

связываю прошедшее переживание с моей настоящей жизнью. Так бывает при

каждом воспоминании. Предположим, я встречаю человека и вновь узнаю его,

потому что я вчера встречался с ним. Он был бы для меня совершенно

незнакомым, если бы тот образ, который я создал себе вчера, путем

восприятия, я не мог связать с моим сегодняшним впечатлением. Сегодняшний

образ дает мне восприятие, т.е. моя телесность. Но кто же словно каким-то

колдовством заключил вчерашнее в мою душу? То же самое существо во мне,

которое присутствовало вчера при моем переживании, и присутствует опять при

сегодняшнем переживании. В предыдущем оно было названо душой. Без этой

верной хранительницы прошлого каждое внешнее впечатление было бы для

человека всегда новым. Несомненно, что душа как бы посредством оттиска

запечатлевает в теле представление, которое затем становится воспоминанием,

но именно душа должна оттиснуть это и затем ею же самой оттиснутое

воспринять как нечто внешнее... Таким образом, она является хранительницей

воспоминаний.


В качестве хранительницы прошлого душа постоянно соберет сокровища для

духа. То, что я могу отличить верное от неверного, зависит от того, что я,

как человек, представляю собой мыслящее существо, которое в состоянии

охватить истину в духе. Истина вечна, и она могла бы мне снова и снова

открываться в вещах, даже если бы я постоянно терял из виду прошедшее и

каждое впечатление было бы для меня новым. Но дух, который во мне. не

ограничивается только впечатлениями настоящего, душа охватывает своим

кругозором и прошедшее. И чем больше она может прибавить к нему из прошлого,

тем богаче она делает этот кругозор. Таким образом, душа передает дальше

духу то, что она получила от тела.


Вследствие этого дух человека в каждый момент своей жизни содержит в

себе двоякое. Во-первых, вечные законы истины и добра, и во-вторых,

воспоминание о переживаниях