Рудольф Штайнер

Теософия

принадлежащее

также к этому миру. Так же, как кусок льда, плавающий на поверхности воды,

есть то же самое вещество окружающей воды, но отличается от нее некоторыми

свойствами, так и чувственные предметы суть вещество окружающего их мира душ

и духов, и они отличаются от них некоторыми свойствами, которые делают их

чувственно воспринимаемыми. Они, выражаясь до некоторой степени образно, -

уплотненные духовные и душевные образования, и уплотнение воздействует так,

что чувства могут познавать их. И так же, как лед есть лишь форма, в которой

существует вода, так и чувственные вещи лишь форма, в которой существуют

душевные и духовные существа. Если понять это, то станет понятно и то, что

подобно тому, как вода в лед, так же и мир духа может переходить в мир душ,

а этот последний - в чувственный мир.


С моей точки зрения становится также понятно, почему человек может

создавать себе мысли о чувственных вещах. Ибо существует вопрос, который

должен был бы ставить себе каждый мыслящий человек, а именно: в каком

отношении находится мысль, которую человек создает себе о камне, к самому

этому камню? У людей, которые особенно глубоко всматриваются во внешнюю

природу, перед их духовными очами во всей ясности возникает этот вопрос. Они

ощущают соответствие человеческого мира мыслей со строем и порядком природы.

Прекрасным образом, например, говорит об этой гармонии великий астроном

Кеплер: 'Воистину, в мире начертан божественный призыв, властно влекущий

человека к изучению астрономии, начертан, конечно, не в словах и слогах, но

по существу, в силу соразмерности человеческих понятий и чувств со

сцеплением небесных тел и состояний'.


Лишь оттого, что вещи чувственного мира суть не что иное, как

уплотненные духо-существа, человек, поднимаясь своими мыслями к этим

духо-существам, может постигать в своем мышлении предметы. Чувственные вещи

происходят из мира духа, они лишь иная форма духо-существ, и когда человек

мыслит о вещах, то он просто лишь переводит свой взор от чувственной формы к

духовным прообразам этих вещей. Понять мыслью вещь - есть процесс, который

можно сравнить с тем, в котором твердое тело предварительно расплавляется в

огне для того, чтобы химик мог затем исследовать его в его жидкой форме.


В различных областях страны духов проявляются духовные прообразы

чувственного мира. В пятой, шестой и седьмой областях эти прообразы

встречаются еще, как живые зародышевые зерна, в четырех нижних областях они

преобразуются в духовные образования. Когда человеческий дух хочет

посредством мышления составить себе понятие о чувственных вещах, он

воспринимает эти духовные образования в теневом отблеске. Каким образом эти

образования уплотнились до чувственного мира, - вот вопрос для того, кто

стремится к духовному пониманию своего окружающего мира.


Прежде всего, для чувственного человеческого взора этот окружающий мир

расчленяется на четыре явственно различающиеся друг от друга ступени:

минеральную, растительную, животную и человеческую. Минеральное царство

воспринимается чувствами и постигается мышлением. Создавая мысль о

каком-нибудь минеральном теле, имеют дело с двояким: с чувственной вещью и с

мыслью. Сообразно этому нужно себе представить, что эта чувственная вещь -

есть уплотненное мысле-существо. Но одно минеральное существо действует

внешним образом на другое. Оно сталкивается с ним и приводит его в движение,

оно согревает его, растворяет и т.д. Этот внешний способ воздействия можно

выразить в мыслях. Человек создает себе мысли о том, как минеральные вещи

внешне закономерно воздействуют друг на дуга. Благодаря этому, его отдельные

мысли расширяются до мысле-образа всего минерального мира. И этот

мысле-образ - есть отблеск прообраза всего минерального чувственного мира.

Его можно найти в духовном мире, как целое.


В царстве растений к внешнему воздействию одной вещи на другую

присоединяются еще явления роста и размножения. Растение