Рудольф Штайнер

Теософия

развился

настолько, что может вполне свободно двигаться в этой стране, тогда он будет

все больше и больше искать здесь свою истинную родину. Жизнь в духе

сделается ему так же близка, как земному человеку жизнь в физической

действительности. Отныне точки зрения 'мира духов' будут единственными,

которые он сможет принять в течение следующих земных жизней. 'Я' чувствует

себя членом божественного мирового строя. Границы и законы земной жизни не

касаются его внутренней сущности. Из духовного мира приходят к нему силы для

всего, что он творит. Но духовный мир - есть единство. Тот, кто живет в нем,

знает, как вечное творило прошедшее, и, исходя из вечного, он может

определить направление для будущего. Взгляд на прошедшее расширяется до

совершенного. Человек, достигший этой ступени, сам намечает себе цели,

которых он должен достигнуть в следующем воплощении. Из 'страны духов' он

влияет на свое будущее для того, чтобы оно свершалось в духе истинного и

духовного. Человек в течение промежуточного состояния между двумя

воплощениями пребывает в присутствии всех тех высоких существ, перед очами

которых Божественная Мудрость лежит без покровов. Ибо он достиг той ступени,

на которой он может понимать их. В шестой области 'страны духов' человек во

всех своих деяниях будет проводить то, что наиболее свойственно истинной

сущности мира. Ибо он не может искать того, что полезно ему, а лишь того,

что должно случиться согласно правильному ходу мирового строя. Седьмая

область страны духов ведет к границе 'трех миров'. Человек стоит здесь лицом

к лицу с 'семенами жизни', которые из высших миров перенесены в эти три

вышеописанные, чтобы там исполнить свои задачи. Будучи на границе трех

миров, человек тем самым познал себя в своем собственном зерне жизни. Это

влечет за собой для него разрешение загадки этих трех миров. Итак, он

созерцает всю жизнь этих миров. В физической жизни способности души,

благодаря которым она испытывает в духовном мире описанные здесь

переживания, не осознаются при обыденных отношениях жизни. В ее

подсознательных глубинах они работают над телесными органами, которые

создают сознание физического мира. Именно это и есть причина, почему они

остаются невоспринимаемыми для этого мира. Глаз также не видит себя, потому

что в нем действуют силы, которые делают видимым другое. Путем вступления на

путь познания, в том смысле, как это описано в одной из следующих глав, душа

освобождается от условий телесной жизни. Благодаря этому, она может в образе

воспринимать переживания, через которые она проходит между смертью и новым

рождением. Подобное восприятие дает возможность описывать явления 'страны

духов' так, как это было сделано тут в виде наброска. Если не упускать из

виду, что все настроение души в физическом теле иное, чем в чисто духовном

переживании, только тогда данное здесь описание станет, видимо в настоящем

свете.


ФИЗИЧЕСКИЙ МИР И ЕГО СВЯЗЬ СО СТРАНОЮ ДУШ И ДУХОВ


Образования мира душ и страны, духов не могут быть предметами внешнего,

чувственного восприятия. Предметы этого чувственного восприятия должны быть

поставлены рядом с вышеописанными двумя мирами, как третий мир. И в течение

своего телесного существования человек одновременно живет в трех мирах. Он

воспринимает вещи чувственного мира, воздействует на них, образования мира

душ действуют на него своими силами симпатий и антипатий, а его собственная

душа своими склонностями и отвращением, своими желаниями и вожделениями

вызывает волны в мире душ. Духовная же сущность вещей отражается в его мире

мыслей, и сам он, как мыслящее духовное существо, является гражданином

страны духов и сотоварищем всего, что живет в этой области мира.


Из этого явствует, что чувственный мир есть лишь часть того, что

окружает человека. Из всего мира, окружающего человека, эта часть является в

известной степени самостоятельной, потому что она может быть воспринята

чувствами, которые оставляют в стороне душевное и духовное,