Рудольф Штайнер

Теософия

его законам. Эти

законы влияют на нее, и от этого влияния зависит, каким способом будет

вытравлено в ней стремление к физическому. Влияния должны быть различны,

сообразно видам душевных сил и душевного вещества, в область которых она

теперь вводится. Каждый из этих видов проявит свое очищающее, просветляющее

воздействие. Происходящий здесь процесс протекает таким образом, что в душе

все антипатичное постепенно побеждается силами симпатии. И сама эта симпатия

достигает своей наивысшей вершины. Ибо через эту наивысшую степень симпатии

ко всему остальному душевному миру душа как бы растворится в нем, сольется с

ним воедино, тогда ее себялюбие вполне исчерпано. Она перестает существовать

как существо, тяготеющее к физически чувственному бытию: дух освобожден ею.

Поэтому душа просветляется через вышеописанные области душевного мира до тех

пор, пока она не соединится вполне с общим душевным миром в области

совершенной симпатии. То, что до этого последнего мгновения освобождения его

души сам дух связан, зависит от того, что он совсем сроднился с ней

вследствие своей жизни. Это сродство гораздо большее, чем с телом. Ибо с

последним он связан через посредство души, с нею же он связан

непосредственно. Ведь она его собственная жизнь. Поэтому дух связан не с

истлевающим телом, а с постепенно освобождающейся душой.


Благодаря этой непосредственной связи духа с душой, первый лишь тогда

может почувствовать себя с нею свободным, когда сама она станет единой со

всем душевным миром.


Поскольку душевней мир становится местопребыванием человека,

непосредственно после смерти он называется 'место вожделений'. Различные

религиозные системы, принявшие в свои учения сознание этих отношений, зовут

это 'место вожделений' - 'чистилищем', 'очистительным огнем' и т.д.


Низшая область душевного мира есть - страна пламени вожделений.

Посредством нее, после смерти, в душе вытравляется все то, что имеется в ней

самого грубого, связанного с низшей телесной жизнью и себялюбивыми

вожделениями. Ибо, благодаря этим вожделениям, она может воспринять

воздействие сил этой душевной области. Неутоленные страстные вожделения,

оставшиеся от физической жизни, образуют точку нападения. Симпатия таких душ

простирается лишь на то, что может дать пищу их себялюбивому существу, и она

далеко перевешивается антипатией, заливающей все остальное. Однако эти

вожделения устремляются на физические наслаждения, которые не могут найти

себе удовлетворения в душевном мире. Вследствие этой невозможности утоления

алчность возрастает до высшей степени. Но вместе с тем, благодаря этой же

невозможности утоления, алчность должна постепенно угаснуть. Пламенные

похоти мало-помалу сгорают, и душа познала, что в устранении таких похотей

лежит единственное средство избежать страдания, которое должно произойти от

них. В течение физической жизни ведь все же постоянно все снова и снова

наступает удовлетворение. Благодаря этому, боль пламенеющей алчности закрыта

как бы родом иллюзии. После смерти, в 'очистительном огне', эта боль

выступает совсем неприкрытой. Самые страшные муки предстают открыто. Мрачно,

ужасно то состояние, в котором пребывают благодаря этому души. Конечно, к

этому состоянию могут прийти тальки те люди, чьи вожделения в физической

жизни были устремлены на грубейшие вещи. Те натуры, в которых мало похотей,

проходят через это состояние, не замечая его, так как у них нет сродства с

ним. Должно заметить вообще, что души будут тем больше оставаться под

влиянием пламени вожделений, чем более своей физической жизнью они

сроднились с этим пламенем, и тем, поэтому, необходимее для них очиститься в

ней. Нельзя обозначать такое очищение, как страдание, в том же смысле, как в

чувственном мире подобное должно очутиться исключительно, как страдание. Ибо

душа после смерти требует своего очищения, потому что только путем его может

быть вытравлено существующее в ней несовершенство.


Второй вид процессов душевного мира