Рудольф Штайнер

Теософия

Некоторые важные указания на этот счет можно найти в моем

'Тайноведении'.


СТРАНА ДУХОВ


Прежде чем мы последуем за духом в его дальнейшем странствии, должна

сперва быть рассмотрена та область, в которую он вступает. Это есть 'мир

духа'. Этот мир так не похож на физический, что все то, что может быть о нем

сказано, должно показаться фантастическим тому, кто хочет доверять лишь,

своим физическим чувствам. И здесь в еще большей мере справедливо то, что

уже было сказано при рассмотрении 'мира души', а именно: чтобы описывать,

нужно пользоваться сравнениями. Ибо наш язык, который по большей части

служит лишь для чувственной действительности, недостаточно богат выражениями

для 'страны духов'. И теперь в особенности необходима просьба: многое из

того, что будет сказано сейчас, понимать лишь как намек. Все то, что здесь

будет описано, настолько не похоже на физический мир, что его возможно

изобразить лишь таким образом. Автор этого изложения все время сознает, как

благодаря несовершенству нашего языка, приспособленного лишь к физическому

миру, действительно его указания мало соответствуют опыту в этой области.


Прежде всего, необходимо указать, что этот мир соткан из того вещества

(конечно, и слово 'вещество' употреблено здесь в очень неточном смысле), из

которого состоит человеческая мысль. Но мысль так, как она живет в человеке,

есть лишь тень, лишь призрак своей действительной сущности. Как тень

предмета на стене относится к действительному предмету, отбросившему эту

тень, так же мысль, которая возникает в человеческой голове, относится к той

сущности в 'стране духов', которая соответствует этой мысли. Когда в

человеке пробудилось духовное чувство, тогда он в действительности

воспринимает эту мыслесушность, так же, как чувственный глаз воспринимает

стол или стул. Он находится в окружении мысле-существ. Чувственное око

воспринимает льва, и чувственное мышление мыслит лишь мысль о льве, как

призрак, как теневой образ. Духовное око видит в 'стране духов' мысль о льве

так же реально, как чувственное око видит физического льва. Здесь опять

можно отослать к сравнению, уже употребленному нами относительно 'страны

душ'. Как для оперированного слепорожденного его окружение является вдруг, с

новыми свойствами красок и света, так и для того, кто научился пользоваться

духовным оком, все его окружение является наполненным новым миром, миром

живых мыслей или духа - существ.


В этом мире, прежде всего, видны духовные прообразы всех вещей и

существ, находящихся в физическом мире и в душевном мире. Представим себе

картину, заключенную в духе художника прежде, чем он написал ее. Тогда мы

имеем подобие того, что подразумевается под словом прообраз. Здесь

безразлично, имел ли художник этот прообраз в голове детого, как начал

писать, или же прообраз лишь постепенно возникает, по мере практической

работы. В истинном 'мире духа' подобные прообразы имеются для всех вещей, и

физические предметы и существа суть лишь отображения этих прообразов.


Вполне естественно, если тот, кто доверяет лишь своим внешним чувствам,

отрицает этот мир прообразов и утверждает, что прообразы суть лишь

абстракции, которые сравнивающий разум получает от чувственных вещей, ибо он

не может воспринимать в этом высшем мире, он знает мир мысли лишь в его

призрачной абстракции. Он не знает, что видящий духовно так же точно близко

знаком с духовными существами, как он сам со своей собакой или кошкой, и что

мир прообразов имеет бесконечно большую интенсивность реальности, чем

чувственно физический.


Правда, первый взгляд в эту 'страну духов' действует еще более

смущающе, чем взгляд в душевный мир. Ибо прообразы в своем истинном облике

совершенно не похожи на свои чувственные отображения. Но так же несходны они

и со своими тенями, с абстрактными мыслями.


В духовном мире все находится в постоянной подвижной деятельности, в

непрестанном творчестве. Там нет покоя,