Рудольф Штайнер

Теософия

и эта более тонкая часть эфирного тела образует

единство с душой ощущающей, между тем как более грубая часть образует род

единства с физическим телом. Но как уже сказано, душа ощущающая выдается над

душевным телом.


То, что здесь называется ощущением, есть лишь часть душевного существа

(выражение 'душа ощущающая' выбрано здесь для большей простоты). К ощущениям

примыкают чувства удовольствия и неудовольствия, влечения, инстинкты,

страсти. Все это носит тот же характер личной жизни, как и ощущения, и

подобно им зависит от телесности.


Так же, как с телом, душа ощущающая находится во взаимодействии и с

мышлением, слухом. Прежде всего, ей служит мышление. Человек составляет себе

мысли о своих ощущениях. Благодаря этому, он выясняет себе внешним мир.

Ребенок, который обжегся, размышляет и приходит к мысли: 'Огонь жжется', и

своим влечениям, инстинктам и страстям человек также не следует слепо, его

размышление дает повод, благодаря которому он может удовлетворить их. То,

что называется материальной культурой, движется всецело в этом направлении.

Она состоит из тех услуг, которые мышление оказывает душе ощущающей.

Неизмеримое количество мысленных сил направлено к этой цели. Эта сипа мысли

построила корабли, железные дороги, телеграфы, телефоны, и все это в

большинстве случаев служит для удовлетворения потребностей души ощущающей.

Подобно тому, как жизненная сила проникает физическое тело, так сила мысли

проникает душу ощущающую. Жизненная сила связывает физическое тело с его

предками и потомками и этим вводит его в закономерность, которая не касается

исключительно минерального. Также и мыслительная сила вводит душу в

закономерность, к которой она не причастна как душа ощущающая. Через душу

ощущающую человек сходен животному. И у животного мы замечаем присутствие

ощущений, влечений, инстинктов и страстей. Но животное следует им

непосредственно. У него они не переплетаются с самостоятельными,

переходящими за пределы непосредственных переживаний мыслями. То же самое,

до известной степени, происходит и у неразвитого человека. И потому, простая

душа ощущающая отличается от более высоко развитого члена души, которому

служит мышление. Эту душу, пользующуюся услугами мышления, обозначим душа

рассудочная (Verstandesseele). Ее можно было бы также назвать душою

характера или характером.


Душа рассудочная пронизывает душу ощущающую. Тот, кто имеет орган для

'созерцания' души, видит, поэтому душу рассудочную, как сущность, отдельную

от исключительно души ощущающей.


Через мышление человек переходит за пределы личной жизни. Он

приобретает нечто, что выступает за грани его души. Для него является само

собой разумеющимся убеждением, что законы мышления стоят в согласии с

мировым порядком. Он считает себя как дома в мире, оттого, что существует

это согласие. Это согласие есть один из важных фактов, посредством которых

человек научается познавать свое собственное существо. В своей душе человек

ищет истины, и через эту истину высказывается не только душа, но и вещи

мира. То, что через мышление познано как истина, имеет самостоятельное

значение, имеющее отношение к вещам мира, а не только к собственной душе.

Моим восторгом перед звездным небом я живу в себе, мысли, которые я составил

себе о путях небесных тел, имеют для мышления всякого другого человека то же

значение, что и для моего. Было бы нелепо говорить о моем восторге, если бы

я, сам не существовал, но совсем не столь же нелепо говорить о моих мыслях,

даже без всякого отношения ко мне. Потому что истина, которую я мыслю

сегодня, была истиной и вчера, и будет истиной завтра, хотя я занят ею лишь

сегодня. Если какое-либо познание дает мне радость, то эта радость имеет

значение до тех пор, пока она живет во мне, истина познания имеет свое

значение совершенно независимо от этой радости. Овладевая истиной, душа

соединяется с чем-то, что несет свою ценность в самом себе. И эта ценность

не исчезает