Рудольф Штайнер

Теософия

воспринимает ли другой человек то же самое простое

ощущение совершенно так же, как он сам. Известно, что есть люди, которые

слепы к краскам. Одни видят предметы лишь в различных оттенках серого цвета.

У других бывает лишь частичная слепота к краскам, и потому они не

воспринимают лишь известных оттенков краем. Картина мира, которую дают им

глаза, иная, чем у так называемых нормальных людей. То же самое можно

сказать и о других чувствах. Из этого непосредственно следует, что уже

простое чувственное ощущение принадлежит ко внутреннему миру. Моими

телесными чувствами я могу воспринимать красный стол, который воспринимается

и другим человеком, но я не могу воспринимать того ощущения красного цвета,

которое есть у другого. Сообразно с этим чувственные ощущения надо

обозначить как нечто душевное. Если только мы вполне уясним себе этот факт,

то мы скоро перестанем смотреть на внутренние переживания, как на

исключительно мозговые процессы или нечто подобное. К чувственному ощущению

прежде всего примыкает чувство. Одно ощущение доставляет человеку

удовольствие, другое - неудовольствие. Это - движения его внутренней, его

душевной жизни. В своих чувствах человек присоединяет себе еще второй мир, к

тому, который воздействует на него извне. И еще нечто третье присоединяется

к ним: воля. Посредством воли человек действует обратно на внешний мир. И

этим он налагает на внешний мир отпечаток своего внутреннего существа. Душа

человека в его волевых актах как бы изливается наружу. Поступки человека

именно тем отличаются от событий внешней природы, что носят на себе

отпечаток его внутренней жизни. Так, душа противопоставляет себя внешнему

миру, как нечто собственное свое человека. Из внешнего мира он получает

побуждения. Но в соответствии с этими побуждениями он строит свой

собственный мир. Телесность становится основою душевного.


ДУХОВНОЕ СУЩЕСТВО ЧЕЛОВЕКА


Душевное в человеке определяется не только телом. Человек не блуждает

без направления и цели от одного чувственного впечатления к другому, также

не действует он под влиянием любого раздражения, производимого на него

извне, или через процессы его тела. Он размышляет о своих восприятиях и о

своих поступках. Путем размышления о своих восприятиях он приобретает

познание о вещах, посредством размышления о своих поступках он вносит в свою

жизнь разумную связь. И он знает, что лишь тогда достойно, как человек,

исполняет свою задачу, когда он руководится верными мыслями как в своем

познании, так и в действии. Таким образом, душевное как бы стоит перед

двоякой необходимостью. Оно определяется законами тела, в силу природной

необходимости. И оно дает определять себя законами, приводящими его к

верному мышлению, так как свободно признает их необходимость. Законам обмена

веществ человек подчинен природой, законам мышления он подчиняется сам.

Через это человек делает себя членом высшего порядка, чем тот, к которому он

принадлежит через свое тело. И это порядок духовный. Насколько телесное

отлично от душевного, настолько последнее, в свою очередь, отлично от

духовного. Пока говорят только о частицах углерода, водорода, азота и

кислорода, движущихся в теле, не имеют в виду души. Душевная жизнь

начинается лишь там, где посреди этого движения выступает ощущение: я ощущаю

сладкое, или, я чувствую удовольствие. Также мало имеют в виду дух, пока

смотрят лишь на душевные переживания, протекающие через человека, когда он

вполне предается внешнему миру и своей телесной жизни. Это душевное скорее

есть только основа для духовного, как телесное есть основа для душевного.

Естествоиспытатель имеет дело с телом, испытатель души (психолог) с душой, а

испытатель духа - с духом. К тому, кто путем мышления хочет уяснить себе

существо человека, должно быть предъявлено требование, чтобы путем

размышления о самом себе он уяснил различие между телом, душой и духом.


ТЕЛО, ДУША И ДУХ


Человек может правильно