Рудольф Штайнер

Теософия

высоким образом. Хотя внутри человека

раскрываются тайны внешнего мира, но в духе он выступает из себя и

предоставляет самим вещам говорить о самих себе, о том, что имеет значение

не для него, а для них. Человек поднимает взор к звездному небу: восторг,

переживаемый его душой, принадлежит ему, но те вечные законы звезд, которые

он воспринимает в мысли, в духе, принадлежат не ему, а самим звездам.


Итак, человек - гражданин трех миров. Своим телом он принадлежит к

миру, который он и воспринимает тоже своим телом, своей душой он строит себе

свой собственный мир, через его дух перед ним раскрывается мир, который выше

обоих этих миров.


Является понятным, что, вследствие существенного различия между этими

тремя мирами, возможно вполне уяснить себе и ту долю участия, которую может

иметь в них человек, также только путем трех различных способов

исследования.


ТЕЛЕСНОЕ СУЩЕСТВО ЧЕЛОВЕКА


При помощи телесных чувств мы познаем тело человека. И способ

рассмотрения при этом не может быть иным, чем тот, при помощи которого

познаются другие чувственно воспринимаемые вещи. Как мы рассматриваем

минералы, растения, животных, так же можно рассматривать и человека. Он

сродни этим трем формам бытия. Подобно минералам, человек строит свое тело

из веществ природы, подобно растениям, он растет и размножается, подобно

животным, он воспринимает окружающие его предметы и, на основании

впечатлений от них, слагает свои внутренние переживания. И поэтому человеку

можно приписать бытие минеральное, растительное и животное.


Различие в строении минералов, растений и животных соответствует трем

формам их бытия. Это строение - облик - и есть то, что мы воспринимаем

чувствами, и лишь это одно можно назвать телом. Но человеческое тело отлично

от тела животного. Это отличие должен признать каждый, как бы в остальном ни

думал он о сродстве человека с животным. Даже крайний материалист,

отрицающий все душевное, не может не подписаться под следующим положением,

которое высказывает Карус в своем 'Organon der Natur und des Geistes': 'Хотя

для физиолога и анатома все еще остается неразрешимой загадкой тончайшее

внутреннее строение нервной системы и особенно мозга, но, что эта

концентрация образований все более и более возрастает в животном мире и в

человеке достигает такой степени, как ни в каком другом существе, это есть

вполне твердо установленный факт. Это имеет величайшее значение для

духовного развития человека, и мы даже можем сказать прямо, является уже

достаточным его объяснением. И поэтому, там, где строение мозга недостаточно

развито, где обнаруживается малый размер его и скудность, как у микроцефалов

и идиотов, там, само собой разумеется, не может быть и речи о возникновении

оригинальных идей и о познавании вообще - так же, как для человека с

совершенно выродившимися и искалеченными органами воспроизведения не может

быть речи о продолжении рода.


Хотя одно лишь сильное и прекрасно развитое строение всего человека, и

в особенности мозга, еще не заменяют гения, однако составляют, во всяком

случае, первое и непременное условие для высшего познания'.


Так же, как нужно было приписать человеческому телу три формы бытия:

минеральную, растительную и животную, нужно приписать и четвертую,

особенную, человеческую. Через свою минеральную форму бытия человек сродни

всему видимому, через растительную - всем существам, которые растут и

размножаются, через животную - всем, которые воспринимают окружающее их и на

основании внешних впечатлений имеют внутренние переживания, через

человеческую - он, уже и в телесном отношении, образует свое особое царство.

ДУШЕВНОЕ СУЩЕСТВО ЧЕЛОВЕКА


Как самостоятельный внутренний мир, душевное существо человека

отличается от его телесности. Это самостоятельное обнаруживается тотчас же,

как только мы обратим внимание на простейшее чувственное ощущение. Никто не

может сразу узнать,