Рудольф Штайнер

Теософия

три члена: тело, душа и дух.


Первая аура есть зеркальное отражение влияния, которое оказывает на

душу человека тело, вторая обозначает собой собственную жизнь души, которая

поднялась над тем, что непосредственно раздражает чувство, но еще не

посвятила себя служению вечному, третья отражает в себе то господство,

которое приобрел над преходящим человеком вечный дух. Когда, как здесь,

даются описания ауры, то нужно отметить, что эти вещи трудны не только для

наблюдения, но, главным, образом, для описания. Поэтому никто не должен в

этих описаниях видеть что-либо иное, кроме понуждения.


Таким образом, 'видящий' может судить о степени развития человека по

свойствам его ауры. Если ему встречается неразвитый человек, который всецело

предан преходящим чувственным порывам, вожделениям и мгновенным внешним

возбуждениями тогда он видит первую ауру в самых кричащих красочных тонах,

напротив, вторая лишь слабо образована. В ней видны лишь скудные красочные

образования, третья же едва намечена. Лишь то там, то здесь появляется

сверкающая цветовая искорка, указывающая, что и в этом человеке уже живет

вечное, как зачаток, на что понадобится еще долгий путь развития, - через

многие воплощения, - прежде чем оно сможет достигнуть преобладающего влияния

на внешнюю жизнь своего носителя.


Чем больше человек отстраняет от себя свою преданную порывам натуру,

тем менее навязчивой становится первая часть ауры. Вторая часть ауры все

более и более увеличивается и все совершеннее наполняет своей сияющей силой

цветовое тело, внутри которого обитает физический человек.


А высоко развитые люди, 'слуги вечного', являют дивную третью ауру, ту

часть, которая свидетельствует о том, в какой мере человек сделался

гражданином духовного мира. Ибо Божественное 'Я' изучается через эту часть

человеческой ауры в земной мир. Люди, у которых образовалась эта аура, -

светочи, посредством которых Божество освещает этот мир. Они научились жить

не для себя, но для вечной истины, благородной красоты и добра, победой над

своим ограниченным 'Я' они достали возможности принести себя в жертву на

алтарь великой мировой деятельности.


Так отражается в ауре, что сделал из себя человек в течение своих

воплощений.


Во всех трех частях ауры находятся цвета самых разнообразных оттенков.

Но характер этих оттенков меняется сообразно степени развития человека.


В первой части ауры неразвитого, импульсивного человека можно наблюдать

все оттенки от красного до синего. У него эти оттенки имеют мутный, грязный

характер. Навязчиво красные оттенки указывают на чувственные вожделения, на

плотские похоти, на жажду наслаждения неба и желудка. Зеленые оттенки

появляются преимущественно у тех низших натур, которые склонны к тупости, к

равнодушию, которые жадно предаются каждому наслаждению, но все же боятся

усилий, необходимых для их удовлетворения. Там, где страсти сильно стремятся

к какой-либо цели, для достижения которой еще не хватает приобретенных

способностей, выступают коричневато-зеленые и желтовато-зеленые аурические

цвета. Некоторые условия современной жизни особенно способствуют развитию

ауры именно этого рода.


Личное чувство самости, коренящееся всецело в низших влечениях и

представляющее, таким образом, самую низшую ступень эгоизма, выражается в

мутно-желтых, вплоть до коричневого, оттенках. Но ясно, что и преданная

инстинктам животная жизнь тоже может принимать радостный характер.

Существует чисто природная способность к самопожертвованию, уже в высокой

степени встречающаяся в животном царстве. В природной материнской любви это

проявление животного инстинкта находит свое прекраснейшее завершение. Эти

самоотверженные природные порывы выражаются в первой ауре в светло

красноватых до розово-красных цветовых оттенках. Малодушный страх,

пугливость перед чувственными впечатлениями проявляются в ауре

коричнево-синими или серо-синими цветами.