Рудольф Штайнер

Теософия

же отношение души и духа. Душа отпускает дух в высший, в духовный

мир, когда ее силы не могут больше действовать в смысле человеческой

душевной организации. Дух освобождается во мгновение, когда душа предала

растворению то, что она может пережить только в теле и удержала лишь то, что

можно жить дальше с духом. Это удержанное, хотя и пережитое в теле, но что,

как плод, может запечатлеться в духе, связывает душу с духом в чисто

духовном мире.


Таким образом, для того, чтобы познать судьбу души после смерти, должно

рассмотреть процесс ее растворения. Ее задача была в том, чтобы дать духу

направление к физическому. С момента, когда она исполнила эту задачу, она

берет направление к духовному. Благодаря этой природе своей задачи, она

собственно должна была бы тотчас действовать исключительно духовно, как

только от нее отпадает тело, когда, значит, она уже не может больше служить

связующим членом. И она так и сделала бы, если бы вследствие своей жизни в

теле она не подпала бы под его влияние и в своих склонностях не стремилась

бы к нему. Без этой окраски, полученной ею в силу соединения с телесным, она

тотчас же после развоплощения последовала бы одним только законам

духовно-душевного мира, и не развивала бы дальше склонность к чувственному.

И так было бы, если бы со смертью человек совершенно утратил бы всякий

интерес к земному миру, если бы все вожделения, желания и т.д., связанные с

существованием, которое он оставляет, были бы удовлетворены. Но поскольку

это не так, за душу цепляется все, оставшееся еще не изжитым в этом

направлении.


Здесь, чтобы не впасть в ошибку, мы должны делать тщательное различие

между тем, что привязывает человека к миру так, что оно может быть сглажено

в одном из, последующих воплощений, и тем, что привязывает его к одному

определенному воплощению, т.е. именно к последнему. Первое сглаживается

законом судьбы, кармой, второе же может быть изглажено душой только после

смерти.


После смерти для человеческого духа наступает время, когда душа

изглаживает свои стремления к физическому бытию, чтобы, снова последовать

одним законам духовно-душевного мира и освободить дух. Естественно, что это

время будет длиться тем дольше, чем более привязана душа к физическому. Оно

будет кратким для человека, который был мало привязан к физической жизни, и

напротив, долгим у того, кто полностью связал свои интересы с этой жизнью,

так что в момент смерти в его душе еще живет много вожделений, желаний и

т.д.


О состоянии, в котором живет душа в ближайшее время после смерти,

легче, всего составить себе представление на основании следующего

рассуждения: возьмем для этого несколько грубый пример: чувство наслаждения

гастронома. Он получает свое вкусовое наслаждение от еды. Это наслаждение,

конечно, отнюдь не является чем-либо телесным, но оно есть нечто душевное. В

душе живет наслаждение, а также и вожделение к наслаждению. Но для

удовлетворения этого вожделения необходим соответствующий телесный орган,

небо и т.д. После смерти душа не сразу теряет это вожделение, но уже нет

больше телесного органа, который является средством удовлетворить

вожделение. И вот теперь по той или иной причине, но однако подобной и лишь

действующей еще сильнее, человек испытывает то же, что он чувствовал бы,

мучаясь палящей жаждой в местности, где кругом нет ни капли воды. Так

испытывает душа жгучие страдания от лишения наслаждения, потому что больше

нет телесного органа, который мог бы доставить ей наслаждение. То же самое и

со всем, чего желает душа и что может быть лишь удовлетворено при посредстве

телесных органов. Это состояние (жгучего лишения) продолжается до тех пор,

пока душа не научится не желать больше того, что может быть удовлетворено

лишь посредством тела. И то время, которое проходит в этом состоянии, можно

назвать местом вожделений, хотя, конечно, не имеют дела с 'местом'.


Вступая после смерти в душевный мир, душ подчиняется