Рудольф Штайнер

Теософия

в этом

направлении. Как далеко мы в нем уйдем, это зависит от наших способностей. В

каждое мгновение мы должны свершать правое, все же остальное предоставить

будущему. Вначале для нас будет достаточно устремления нашего чувства к

пребывающему. Если мы делаем это, то именно благодаря этому, нам раскроется

познание пребывающего. Мы должны ждать, пока нам не будет дано. И в свое

время дастся каждому, кто в терпении ждет и работает.


При этих упражнениях вскоре человек замечает, насколько огромное

превращение происходит в нем. Он научается определять большую или меньшую

важность вещи лишь соответственно тому, каким познал он отношение этой вещи

к пребывающему, вечному. Он приходит к иной оценке и иному почитанию мира,

чем раньше. Его чувство становится в совсем иные отношения ко всему

окружающему миру. Преходящее уже больше не привлекает его ради себя самого,

как это было раньше, оно становится для 'его членом и символом вечного. И он

научается любить это вечное, которое живет во всех вещах. Оно становится

близко ему, как раньше ему было близко преходящее. И, благодаря этому такою

он не отчуждается от жизни, он лишь научается каждую вещь оценивать

сообразно ее истинному значению. Даже суетная мелочь жизни не пройдет мимо

него бесследно, но человек уже более не теряется в ней, а познает ее в ее

ограниченной ценности. Он видит ее в истинном свете. Тот, кто захотел бы

лишь странствовать в заоблачных высотах я потратил бы на это жизнь, был бы

очень плохим познающим. Истинно познающий, благодаря ясному кругозору и

правильному ощущению всего, с вершины своей высоты сумеет поставить на свое

место каждую вещь.


Таким образом, для ищущего путь открывается возможность не следовать

больше за теми неопределенными влияниями внешнего чувственного мира, которые

направляют его желание то в ту, то в другую сторону. Благодаря познанию, он

узрел в вещах вечную сущность. Благодаря преобразованию своего внутреннего

мира в нем является способность воспринимать эту вечную сущность. Когда

теперь он действует сам из себя, он в то же время действует, исходя из

вечной сущности вещей. Ибо вещи высказывают в нем свою сущность. Таким

образом, когда, исходя из этого вечного, живущего внутри его, он дает

направление этой своей деятельности, он действует в духе вечного мирового

порядка. Благодаря этому, он уже не управляется вещами, он сам управляет ими

сообразно заложенным в них законам, которые стали законами его собственного

существа.


Эта деятельность изнутри может быть лишь идеалом, к которому стремятся.

Достижение цели лежит в бесконечной дали. Но ищущий путь должен водить к

движению по этой дороге. Это его его воля к свободе. Ибо свобода - есть

деятельность, исходящая из самой себя. А из себя смеет действовать лишь тот,

кто побуждения к действию черпает из вечного. Тот, кто не делает этого,

поступает по побуждениям, отличающимся от тех, которые заложены в самих

вещах. Такой человек восстает против мирового порядка. И тогда этот

последний должен взять верх над ним. То есть, не может исполниться то, что

он предписывает свой воле. Он не может стать свободным. Произвол единичного

существа уничтожает себя самого последствиями своих поступков.


Тот, кто таким образом устраивает свою внутреннюю жизнь, поднимается со

ступени на ступень. Плодом его упражнений явится то, что его духовному

восприятию откроются известные просветы в сверхчувственный мир. Он научается

понимать истины, относящиеся к этому миру, и путем собственного опыта

получит их подтверждение. Когда эта ступень достигнута, тогда для него

близится нечто, что может стать переживанием лишь на этом пути. От существ,

чье значение лишь теперь может стать ему ясным, от 'Великих Руководителей

человеческого рода' он получает так называемое посвящение (инициацию). Он

становится 'учеником Мудрости'. Здесь возможен лишь намек на то, что

происходит тогда с ищущим путь. Он получает новую родину. Он становится

сознательным обитателем