Рудольф Штайнер

Теософия

как бы находится в мастерской мысли, в которой образуются и

формируются земные вещи. Ибо в 'стране духов' все есть полная жизни

деятельность и подвижность. Здесь за работой мир мыслей, как мир творящих и

образующих живых существ. Видно, как создается то, что было пережито нами в

земном бытии. Как в физическом теле, как действительность, мы переживаем

чувственные вещи, так теперь, будучи духом, мы переживаем, как

действительность, духовные образующие силы. Среди мысле-существ, которые

находятся здесь, существует и мысль собственной физической телесности.

Чувствуешь себя оторванным от нее. Как сопринадлежную себе ощущаешь одну

духовную сущность. И когда, как бы в воспоминании, мы воспринимаем

сброшенное тело уже более не как физическое, а как мысле-существо, тогда

наглядно выступает его сопринадлежность внешнему миру. Его научаются

рассматривать как нечто, принадлежащее к внешнему миру, как некий член этого

внешнего мира.


Следовательно, своя телесность уже больше неотделима от остального

внешнего мира, как нечто более близкое самому себе. Чувствуется единство во

всем внешнем мире, включая в него собственные телесные воплощения. Здесь

собственные воплощения сливаются воедино со всем остальным миром. Итак,

здесь смотрят на прообразы физическо - телесной действительности, как на

единство, к которому принадлежат сами. Благодаря этому, путем наблюдения

постепенно научаются узнавать наше сродство, наше единство с окружающим

миром. Научаются говорить ему: то, что распростерто здесь вокруг тебя, это

был ты сам.


Но это одна из основных мыслей древнеиндийской мудрости Веданты.

'Мудрый' уже в течение своей земной жизни усваивает то, что другие

переживают после смерти, а именно понимание мысли, что он сам находится в

сродстве со всеми вещами, мысли: 'Это - ты'. В земной жизни это идеал, к

которому может стремиться жизнь мысли, в 'стране духов' это есть

непосредственный факт, становящийся для нас все яснее и яснее путем

духовного опыта.


И сам человек в этой стране начинает все более и более сознавать, что

своим действительным существом он принадлежит к миру духов. Он воспринимает

себя, как духа среди духов, как одного из членов Перво-духа, и сам чувствует

в себе Слово Перво-духа: 'Я есмь Перво-дух'. (Мудрость Веданты говорит: 'Я

есмь Брахман', т.е. я принадлежу, как член, к тому Перво-существу, из

которого исходят все существа.)


Видит: то, что в земной жизни воспринимается как туманная мысль, и куда

устремляется всякая мудрость, то в 'стране духов' переживается

непосредственно. Да и думаем мы о нем в течение земной жизни именно потому,

что оно является фактом в духовном бытии.


Таким образом, во время своего духовного бытия человек как бы извне, с

более высокой точки зрения, видит отношения и факты, среди которых он стоит

в течение своей земной жизни. И в самой нижней области 'страны духов' так и

живет он по отношению к земным соотношениям, которые непосредственно связаны

с физической телесной действительностью.


На земле человек рождается в известной семье, в известном народе, он

живет в известной стране. Всеми этими соотношениями определяется его земное

бытие. Он находит себе того или иного друга потому, что так складываются

обстоятельства в физическом мире. Он занимается теми или иными делами. Все

это определяет его земные жизненные отношения. И все это, в течение его

жизни в первой области 'страны духов' выступает ему навстречу, как живое

мысле-существо. Он, в некотором роде, вновь переживает все это. Но он

переживает все это с деятельно-духовной стороны. Любовь к семье, которую он

проявлял, дружба, которую он выказывал, оживают в нем изнутри, и его

качества усиливаются в этом направлении. Крепнет то, что действует в

человеческом духе как сила семейной, дружеской любви. Оттого позднее он, в

этом отношении, вступает в земное существование более совершенным человеком.