Рудольф Штайнер

Теософия

лишь в более или менее слабом отпечатке. Каждый кристалл, каждое

дерево, каждое животное и все, осуществленное в области человеческого

творчества - все это дает лишь отпечатки того, что предначертывает дух. И

человек с этими несовершенными отблесками совершенных замыслов и целей.

Таким образом, в границах одного из своих воплощений сам человек может стать

лишь подобным отпечатком предначертанного ему в царстве духов. Чем сам он,

как дух, собственно является в 'стране духов', это обнаруживается, поэтому,

лишь тогда, когда в промежуток между двумя воплощениями он поднимается в

пятую область 'страны духов'. То, чем он является здесь, это есть

действительно он сам. Это есть то, что в многообразных воплощениях получает

внешнее бытие. В этой области истинное 'Я' человека может свободно

изживаться во все стороны. И это 'Я' и есть, значит, то, что как единое все

вновь появляется при каждом воплощении. Это 'Я' приносит с собою

способности, образовавшиеся в нижних областях 'страны духов'. Следовательно,

оно переносит плоды прежних жизней в жизни последующие. Это есть носитель

результатов прошлых воплощений.


Итак, 'Я', когда оно живет в пятой области 'страны духов', находится в

царстве замыслов и целей. Подобно тому, как архитектор на несовершенствах,

которые обнаружились у него, учится и берет для своих новых планов лишь то,

что из этих несовершенств он смог превратить в совершенства, так и 'Я' в

пятой области отбрасывает из результатов своих прежних жизней все то, что

связано с несовершенствами нижних миров, и оплодотворяет замыслы 'страны

духов', с которыми оно живет отныне, результатами своих прежних жизней.


Ясно, что сила, которую можно черпать из этой области, будет зависеть

от того, насколько 'Я' в течение своего воплощения, приобрело себе такие

результаты, которые могут быть приняты в мире замыслов. 'Я', которое в

течение земного бытия стремилось осуществить замыслы духа путем мудрой

деятельной любви, достигнет больших прав на эту область. Но то, которое было

всецело поглощено повседневными отношениями, которое жило исключительно в

преходящем, оно не посеяло семян, которые могут сыграть какую-нибудь роль в

замыслах вечного строя вселенной. Лишь то немногое, выходящее за пределы

повседневных интересов, что было совершено им, может раскрыться, как плод в

этой верхней области 'страны духов'. Надо привыкнуть к мысли, что в этой

области человек должен иначе судить о себе, чем он это может делать в

физической жизни. Если он, например, приобрел лишь немногое, что родственно

этой пятой области, в нем возникает стремление запечатлеть в себе для

следующей физической жизни импульс, который заставляет эту жизнь протечь

таким образом, в его судьбе (карме) выступает соответствующее действие этого

недостатка. То, что затем в следующей земной жизни, с точки зрения этой

жизни, представляется, как горестная судьба, - на которую, быть может, даже

сильно сетуется как на таковую - то в этой области 'страны духов' человек

находит как вполне необходимое для него.


Так как в пятой области человек живет в своем собственном 'Я', то он

выведен также из всего того, что в течение воплощений обволакивает его из

низших миров. Он является тем, чем он всегда был и всегда будет в течение

своих воплощений. Он живет во власти замыслов, заложенных в эти воплощения,

которые он внедряет в свое собственное 'Я'. Он оглядывается назад на свое

собственно прошлое и чувствует, что все, что он пережил в нем, будет вложено

в замыслы, которые ему предстоит осуществить в будущем. Вспыхивает род

воспоминания о своих прежних жизнях и пророческое прозрение будущих.


Так то, что выше было названо 'Самодухом', поскольку он развит, живет в

этой области в соответствующей ему действительности, он образуется и

готовится к тому, чтобы в новом воплощении для него явилась возможность

осуществления духовных замыслов в земной действительности.


Если этот 'Самодух' в течение ряда пребываний в 'стране духов'