Рудольф Штайнер

Теософия

жизненное тело, астральное тело и Я. Под словом

астральное тело здесь подразумеваются слитые вместе душевное тело и душа

ощущающая. Это выражение мы встречаем в более старых сочинениях, и здесь мы

свободно можем применить его для обозначения всего того, что в человеческом

существе лежит выше чувственно воспринимаемого. Хотя в известном отношении

душа ощущающая и пронизана силами Я, все же она столь тесно связана с

душевным телом, что для обоих, если мыслить их соединенными, мы имеем право

употребить одно слово. Когда же 'Я' проникается Само-духом, то этот Само-дух

проявляется в том, что астральное тело перерабатывается воздействием

душевного. В астральном теле действуют прежде всего человеческие стремления,

вожделения и страсти, поскольку они ощущаются, и в нем действуют чувственные

восприятия. Чувственные восприятия возникают благодаря душевному телу, как

одному из членов человека, полученному им от внешнего мира. Стремления,

вожделения, страсти и т.п. возникают в душе ощущающей, поскольку она

пронизана силами души, прежде чем последняя сама не отдалась духу. Когда 'Я'

пронизывается Само-духом, то душа опять-таки пронизывает астральное тело

этим Само-духом. Это выражается в том, что стремления, вожделения и страсти

просветлены тем, что восприняло 'Я' от духа. Тогда, сообразно своей доле

участия в духовном мире, 'Я' становится господином в мире стремлений,

вожделений и т.п. Поскольку это так, Само-дух проявляется в астральном теле,

и благодаря этому оно видоизменяется. Тогда астральное тело само появляется

в виде двучленного, частью не измененного и частью измененного существа.

Поэтому Само-дух, в его проявлении у человека, мы можем обозначить как

измененное астральное тело. Подобное же происходит в человеке, когда он

воспринимает в свое 'Я' Жизне-дух. Тогда видоизменяется жизненное тело. Оно

пронизывается Жизне-духом. Последний проявляется в том, что жизненное тело

становится иным. Поэтому можно также сказать, что Жизне-дух - есть

измененное жизненное тело. И когда 'Я' воспринимает в себя Духо-человека, то

этим оно получает могучую силу пронизать им физическое тело. Конечно, то,

что является таким образом, измененным в физическом теле, не может быть

воспринято физическими чувствами. В физическом теле стало Духо-человеком как

раз то, что было одухотворено. Для чувственного восприятия оно и теперь

осталось чувственным, поскольку же это чувственное стало духовным, оно может

быть воспринято лишь духовным образом. Внешним чувствам пронизанное духовным

физическое является по-прежнему лишь чувственно.


На основании всего этого можно дать также и следующее деление человека:


1) Физическое тело. 2) Жизненное тело. 3) Астральное тело. 4) 'Я' как

зерно души. 5) Само-дух как измененное астральное тело. 6) Жизне-дух как

измененное жизненное тело. 7) Духо-человек как измененное физическое тело.



ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ ДУХА И СУДЬБА (Реинкарнация и карма)


В середине, между телом и духом, живет душа. Впечатления, доходящие до

нее через тело, преходящи. Они остаются лишь до тех пор, пока тело открывает

свои органы предметам внешнего мира. Мой глаз ощущает цвет розы лишь до тех

пор, пока роза находится перед ним, и пока сам он открыт. Необходимо

присутствие предмета во внешнем мире так же, как и существование телесного

органа для того, чтобы возникло впечатление, ощущение или восприятие.


Но то, что я познал в духе, как истину о розе, то не исчезает вместе с

настоящим. И в своей истине это совершенно не зависит от меня. Это

оставалось бы истиной, если бы даже мне никогда не приходилось видеть розы.

То, что я познаю духом, то вневременно или вечно.


Между настоящим временем и вечностью стоит душа, как нечто среднее

между телом и духом. Но она является также посредником между настоящим

временем и вечностью. Она сохраняет настоящее для воспоминания. Этим она

вырывает настоящее у преходящего и приближает его к вечности духовного. Она

также запечатлевает вечное во временно преходящем,