Рудольф Штайнер

Теософия

прошедшего. Все, что человек делает, совершается

под влиянием обоих этих факторов. И, если мы хотим уразуметь человеческих

дух, мы должны также знать о нем две вещи: во-первых, насколько раскрылось в

нем вечное, и во-вторых, какие сокровища прошлого лежат в нем.


Эти сокровища отнюдь не пребывают для духа в неизменном виде. Те

представления, которые человек черпает из переживаний, понемногу исчезают из

памяти. Но не плоды их. Мы не помним все переживания, через которые мы

прошли в детстве, пока усваивали себе искусство чтения и письма. Но мы не

могли бы ни читать, ни писать, если бы мы не прошита через эти переживания,

и если бы их плоды не сохранились в нас в форме способностей. Это и есть то

превращение, которое производит дух с сокровищами памяти. Он предоставляет

картины отдельных переживаний их судьбе, и берет из них лишь силу для

возвышения своих способностей. Таким образом, несомненно, что ни одно

переживание не проходит бесплодным: душа сохраняет его как воспоминание, а

дух извлекает из него то, что может обогатить его способности, содержание

его жизни. Человеческий дух растет благодаря переработанным переживаниям.


И поэтому, хотя и нельзя искать прошлые переживания в духе, как если бы

они были сложены в кладовой, но мы находим их воздействие в свойствах,

приобретенных человеком.


До сих пор мы рассматривали дух и душу лишь в тех границах, которые

поставлены рождением и смертью. Нельзя ограничиться этим, кто ограничился бы

лишь этим, походил бы на того, кто и человеческое тело захотел бы

рассматривать лишь в этих границах. Безусловно, в этих границах можно найти

очень многое. Но никак нельзя объяснить себе человеческий облик на основании

того, что лежит между рождением и смертью. Этот человеческий облик не может

быть построен непосредственно из одних только физических веществ и сил. Он

происходит от подобного его облика, который путем воспроизведения был

передан ему по наследству. Физические вещества и силы строят тело в течение

жизни, силы воспроизведения дают возможность рождения от него другого тела,

которое наследует его облик, следовательно, такого, которое может стать

носителем того же жизненного тела.


Каждое жизненное тело - есть повторение своего предка. Только потому,

что оно является таковым, оно не принимает любой облик, а лишь тот, что

передан ему по наследству. Те силы, которые дали мне человеческий облик,

лежали в моих предках. Но и дух человека является в определенном облике

(причем слово 'облик', конечно, употребляется в духовном смысле). И облики

духа бывают самые различные у отдельных людей. Нет двух людей с одинаковым

духовным обликом. Надо лишь так же спокойно и точно наблюдать в этой

области, как и в физической. Нельзя сказать, что различия Людей в духовном

отношении происходят только от различия окружающей их обстановки, их

воспитания и т.д. Вовсе нет, ибо два человека развиваются в одинаковых

условиях среды, воспитания и т.д. совершенно различным образом. Поэтому

необходимо признать, что они вступили на жизненный путь с совершенно

различными задатками.


Здесь мы стоим перед важным фактом, бросающим свет на сущность

человека, если только мы вполне признаем его значение.


Своим физическим обликом люди отличаются от своих животных собратьев на

земле. Но в известных границах, по отношению к этому облику, они сходны

между собой. Есть лишь один человеческий род. Как бы ни были велики различия

рас, поколений, народов и личностей в физическом отношении, сходства между

человеком и человеком больше, чем между человеком и какой-либо породой

животных. Все, что запечатлено в человеческом роде, переходит по наследству

от предков к потомкам. И человеческий облик связан с этой наследственностью.

Как лев может унаследовать свой облик лишь от львиных предков, так и человек

лишь от человеческих предков наследует свой физический облик.


Насколько очевидно физическое сходство между людьми, настолько для