Рудольф Штайнер

Теософия

все большим и большим. Потому что в этом и есть

разница между духовным и физическим существом человека, что последнее имеет

ограниченный размер, тогда как первое может расти безгранично. То, что

воспринимается из духовной пищи, ведь имеет цену вечного. Поэтому

человеческая аура составляется из двух взаимопроникающих друг друга частей.

Одной части дает окраску и форму физическое бытие человека, другой -

духовное.


'Я' делит их таким образом, что физическое в своем своеобразии отдается

и строит тело, которое дает ожить в себе душе, и 'Я', в свою очередь, отдает

себя и дает ожить в себе духу, который, со своей стороны, проникает душу и

намечает для нее цель в духовном мире. Благодаря телу, душа замкнута в

физическом, благодаря Духо-человеку, у нее растут крылья для движения в

духовном мире.


Если мы хотим понять всего человека, мы должны представить его себе

состоящим из вышеуказанных составных частей. Тело построено из веществ

физического мира так, что это строение соответствует мыслящему 'Я'. Оно

пронизано жизненной силой и, благодаря этому, становится эфирным телом или

жизненным телом. Как таковое, оно раскрывается наружу в органах чувств и тем

самым становится телом душевным. Душа ощущающая проникает него и сливается с

ним воедино. Душа ощущающая не только воспринимает впечатления внешнего

мира, как ощущения, у нее есть своя собственная жизнь, которую она

оплодотворяет мыслью с одной стороны так же, как с другой стороны

ощущениями. Так становится они душой рассудочной. Она достигает этого тем,

что раскрывается вверх, интуициям, как вниз, ощущениям. Тем самым она

становится душой сознательной. Это возможно для нее, потому что духовный мир

образует в ней орган интуиции, как физическое тело образует в ней органы

чувств. Подобно тому, как чувства, через душевное тело, передают ей

ощущения, так и дух, через орган интуиции, передает ей интуиции. Благодаря

этому, Духо-человек связан воедино с душой сознательной так же, как

физическое тело связано с душой ощущающей в теле душевном. Душа сознательная

и Само-дух образуют единство. В этом единстве живет Духо-человек как

Жизне-дух, так же, как эфирное тело образует телесную, жизненную основу для

тела душевного. И как физическое тело замыкается в физической коже, так

замкнут Духо-человек в духо-оболочке. Таким образом, весь человек

расчленяется следующим образом:


А. Физическое тело, Б. Эфирное тело, или жизненное тело. В. Душевное

тело. Г. Душа ощущающая. Д. Душа рассудочная. Б. Душа сознательная. Ж.

Само-дух. З. Жизне-дух. И. Духо-человек.


Душевное тело (В) и душа ощущающая (Г) в земном человеке сливаются

воедино, также душа сознательная (Е) и Само-дух (Ж).


И таким образом оказывается семь частей земного человека.


1) Физическое тело. 2) Эфирное или жизненное тело. 3) Ощущающее

душевное тело. 4) Душа рассудочная. 5) Исполненная духом душа сознательная.

6) Жизне-дух. 7) Духо-человек.


В душе вспыхивает 'Я', получает импульс от духа и, благодаря этому,

становится носителем Духо-человека. Тем самым человек становится

соучастником 'трех миров' (физического, душевного и духовного). Физическим

телом, эфирным телом и телом душевным он коренится в физическом мире, а

Само-духом, Жизне-духом и Духо-человеком он расцветает в мир духовный.

Пускающий же с одной стороны корни, с другой - цветы, Стебель - это есть

сама душа. Можно в полном согласии с этим делением человека дать еще более

простое. Хотя человеческое 'Я' вспыхивает в душе сознательной, но оно

пронизывает все душевное существо.


Части этого душевного существа вообще не обособлены так резко, как

члены тела, они проникают друг в друга в более высоком смысле. Если тогда

рассматривать душу рассудочную и душу сознательную как двух совместных

носителей Я, а это последнее, как их зерно, то тогда можно расчленить

человека на физическое тело,