Рудольф Штайнер

Теософия

/>

телесных чувств.


Надо упомянуть также и о тех существах, которые не нисходят до мира

душ, но оболочка которых соткана лишь из образований страны духов. Человек

воспринимает их, становится им сопричастен, когда он раскрывает для них

духовное зрение и духовный слух.


Благодаря такому раскрытию, для человека становится понятным многое из

того, что без этою он мог лишь созерцать, не понимая. Вокруг него становится

светло, он видит причины того, что в чувственном мире отражается, как

следствия. Он понимает то, что без этою духовною зрения он или совсем бы

отрицал, или же по отношению к нему он принужден был бы довольствоваться

изречением: 'На небе и земле есть многое, о чем не снилось вашей школьной

мудрости'. Люди, воспринимающие более утонченно духовно, начинают

становиться беспокойными, когда предчувствуют вокруг себя иной, чем

чувственный мир, смутно воспринимают его и принуждены двигаться в нем

ощупью, словно слепой среди видимых предметов. Лишь ясный взгляд в эти

высшие области белка, разумное проникновение в то, что в них происходит,

может действительно укрепить человека и привести его к его истинному

назначению. Только благодаря разумению того, что скрыто для чувств, человек

расширяет свое существо так, что свою жизнь до этою расширения он ощущает,

как 'мечтания о мире'.


О МЫСЛЕ-ФОРМАХ И О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ АУРЕ


Было сказано, что создания каждого из трех миров становятся реальностью

для человека лишь тогда, когда у него есть способности или органы для их

восприятия. Известные явления в пространстве человек воспринимает, как

световые явления, лишь потому, что у него есть хорошо устроенный глаз. В

какой мере то, что действительно есть, может раскрыться для данного

существа, это зависит от его способности восприятия. Поэтому человек никогда

не должен говорить: реально лишь то, что он может воспринять. Может быть

реальным многое, для восприятия чего у него не достает органов.


Мир душ и страна духов так же реальны, даже в гораздо более высоком

смысле реальны, чем чувственный мир. Правда, никакой чувственный глаз не

может увидеть чувства, представления, однако, они реальны. И так же, как при

посредстве своих внешних чувств, человек, как восприятие, имеет перед собой

телесный мир, так для его духовных органов становятся восприятиями чувства,

порывы, инстинкты, мысли и т.д. Точно так же, как, например,

пространственные явления чувственным глазом могут быть восприняты, как

цветовые явления, так же и вышеупомянутые душевные и духовные явления могут

через посредство внутренних чувств стать воспринятыми, аналогичными

чувственным цветовым явлениям. Вполне понять, в каком смысле это сказано,

может, впрочем, лишь тот, кто пошел по описанному в последующей главе пути

познания, и, благодаря этому, развил в себе свои внутренние чувства. Для

него становятся сверхчувственно-видимыми душевные явления в окружающем его

мире душ и духовные явления в духовной области. Чувства, которые он

переживает в другом существе, для него излучаются, словно световые явления,

мысли, на которые он обращает свое внимание, проносятся в духовном

пространстве. Для него мысль человека, относящаяся к другому человеку, не

является чем-то не воспринимаемым, но воспринимаемым явлением. Как

действительная реальность, струится мысль от одного человеческого существа,

устремляясь к другому. И то, как эта мысль воздействует на другого,

переживается в духовном мире, как воспринимаемое явление. Таким образом, для

того, чьи духовные чувства открыты, физически воспринимаемый человек есть

лишь часть всего человека. Этот физический человек становится средоточием

душевных и духовных истечений. Можно лишь указать на тот богатый,

разнообразный мир, который раскрывается здесь перед видящим. Например,

человеческая мысль, которая иначе живет лишь в мыслительном понимании

слушающего, является, как духовно воспринимаемое, красочное явление.