Рудольф Штайнер

Теософия

высшего

мышления Само духа не может быть интуиции. И так же, как ощущение не создает

растения, на котором является окраска, так и интуиция не создает то

духовное, о котором она лишь подает вести.


Через интуицию 'Я' человека, оживающее в душе, добывает себе вести

свыше, из духовного мира, так же, как через ощущения оно добывает себе вести

из физического мира. И, благодаря этому, оно делает духовным мир собственной

жизнью своей души, подобно тому, как благодаря чувствам мир физический.

Душа, или вспыхнувшее в ней 'Я', раскрывает в две стороны свои врата: в

сторону телесного и в сторону духовного.


И как физический мир может давать о себе весть нашему 'Я' лишь

благодаря тому, что из своих веществ и сил он строит тело, в котором может

обитать сознательная душа, и внутри которого она обладает органами, чтобы

воспринимать телесное, которое вне его, так и духовный мир тоже посредством

своих духовных веществ и духовных сил созидает себе духовное тело, в котором

может обитать 'Я', и воспринимать духовное через интуицию. (Понятно, что

выражения духовное вещество, духовное тело по самому смыслу содержат в себе

противоречие. Они употребляются лишь для того, чтобы навести мысль на то,

что в духовном соответствует физическому телу человека).


И так же, как в пределах физического мира каждое отдельное человеческое

тело строится, как особое существо, так и духовное тело в пределах духовного

мира. В духовном мире для человека точно так же существует внутреннее и

внешнее, как в мире физическом. Подобно тому, как человек берет вещества из

окружающего его физического мира и перерабатывает их в своем физическом

теле, так же берет он духовное из окружающего его духовного мира и делает

его своей собственностью. Духовное - есть извечная пища человека. И как

человек родился из физического мира, так же родился он из духа, в силу

вечных законов, истины и добра. Он отъединен от находящегося вне его

духовного мира так же, как он, как самостоятельное существо, отделен от

всего физического мира. Это самостоятельное духовное существо пусть

называется 'Духо-человеком' (Geistmensch).


Когда мы исследуем физическое тело человека, то мы находим в нем те же

вещества и силы, как и вне его в остальном физическом мире. То же самое и с

Духо-человеком. В нем пульсируют элементы внешнего духовного мира, в нем

действуют силы остального духовного мира. Как в физической коже замыкается в

себе существо, которое живет и ощущает, так же и в духовном мире. Духовная

кожа, которая отделяет Духо-человека от общего духовного мира, внутри

которой он становится самостоятельным духовным существом, живущим в самом

себе и интуитивно воспринимающим духо-содержание мира, - эта 'духовная кожа'

пусть будет называться духо-оболочкой (аурической оболочкой). Нужно только

твердо помнить, что эта 'духовная кожа' по мере человеческого развития

непрерывно вытягивается, так что духовная индивидуальность человека (его

аурическая Оболочка) обладает способностью неограниченного роста.


Внутри этой духа-оболочки живет Духо-человек. Последний строится

духовной жизненной силой в том же смысле, как физическое тело строится

физической жизненной силой. Подобным же образом, как мы говорим об эфирном

теле, надо говорить об эфирном духе в отношении к Духу-человеку. Этот

эфирный дух пусть будет назван Жизне-духом (Lebensgeist).


Таким образом, духовное существо человека расчленяется на три части: на

Духо-человека, на Жизне-дух и на Само-дух.


Для 'видящего' в духовных областях это духовное существо человека, как

высшая - собственно духовная - часть ауры, является видимой

действительностью. Он 'видит' внутри духа-оболочки Духо-человека, как

Жизне-духа, и он 'видит', как этот 'Жизне-дух' постоянно растет, благодаря

принятию духовной пищи из внешнего духовного мира. И далее он видит, как

благодаря этому принятию постоянно расширяется духе-оболочка, как

Духо-человек становится