Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 3

другого.

Я хочу вспоминать - в данный момент я вспоминаю.

Я вспоминаю умом. Я спрашиваю себя: вспоминаю ли я также и ощущениями?

И обнаруживаю, что фактически не помню себя при помощи ощущений.

В чем же заключается различие между ощущением и чувством?

Всем ли понятен мой вопрос?

Например, я сижу здесь. Вследствие непривычной позы мои мускулы

необычно напряжены. Как правило, я не ощущаю своих мускулов в привычной,

установленной позе. Как и у любого человека, у меня есть ограниченное число

поз. Но сейчас я принял новую, необычную. Я ощущаю свое тело, если не все

целиком, то, по крайней мере, некоторые его части, его теплоту, движение в

нем крови. Когда я сижу, я чувствую позади себя горячую печь. Поскольку

позади чувствуется тепло, а спереди холод, существует разница в переживаемых

температурах воздуха: поэтому я не перестаю ощущать себя благодаря этому

внешнему контрасту разных слоев воздуха.

Вчера вечером я поужинал кроликом. Кролик и приправа были очень

вкусными, и поэтому я съел слишком много. Я ощущаю свой желудок; дыхание

необычно тяжело. Я ощущаю себя все время.

Только что я вместе с А. готовил особое блюдо и поставил его в печь.

Когда я готовил еду, я вспомнил свою мать и некоторые моменты, связанные с

ней. Эти воспоминания пробудили во мне особое чувство. Я чувствую эти

моменты, и это чувство не покидает меня.

Вот я смотрю на лампу. Когда в доме обучения еще не было освещения, я

решил, что мне нужно как раз такое освещение. Я составил план того; что

требуется для устройства подобного освещения. План был осуществлен, и вот

его результат. Когда включили свет, и я его увидел, я почувствовал

удовлетворенность; возникшее тогда чувство продолжается - я чувствую

самоудовлетворенность.

Минуту назад я шел из турецкой бани. Было темно, я не видел ничего

перед собой - и ударился о дерево. По ассоциации я вспомнил, как однажды шел

в такой же темноте и столкнулся с каким-то человеком. Я ощутил всю тяжесть

удара в грудь, не удержался и ударил налетевшего на меня незнакомца.

Впоследствии выяснилось, что он не виноват; однако я ударил его так сильно,

что выбил у него несколько зубов. В тот момент я не подумал, что человек,

налетевший на меня, может не быть виновным; но, успокоившись, понял это; и

позже, встретив на улице этого человека с изуродованным лицом, я

почувствовал большое сожаление, так что и теперь, вспоминая о нем, я

чувствую те же самые угрызения совести. И сейчас, когда я ушибся о дерево,

во мне вновь ожило это чувство. Я опять увидел перед собой его доброе лицо,

покрытое синяками.

Итак, я привел вам примеры шести разных внутренних состояний. Три из

них относятся к двигательному центру, три - к эмоциональному. На обычном

языке все шесть называют чувствами, однако при правильной классификации те

состояния, которые по своей природе связаны с двигательным центром, следует

называть ощущениями, а те, чья природа связана с эмоциональными элементами,

с эмоциональным центром, - чувствами. Существуют тысячи разных ощущений,

которые обычно называют чувствами. Но все они различны, их материал

различен, различны действия, различны причины.

При более пристальном рассмотрении мы можем установить их природу и

дать им соответствующие наименования. Зачастую они настолько различны по

своей природе, что не имеют между собой ничего общего. Некоторые возникают в

одном месте, некоторые - в другом. У одних людей отсутствует одно место

происхождения (т.е. данный род ощущений), у других может не оказаться

другого. А есть люди, у которых все виды ощущений могут оказаться налицо.

Придет время, когда мы попытаемся искусственно отключить один, два и

более из них, чтобы узнать их истинную природу. А в настоящее время нам

необходимо иметь идею двух разных переживаний, одно из которых мы назовем

'чувством', а другое - 'ощущением'. 'Чувством' мы называем состояние, местом

возникновения которого будет эмоциональный центр; а ощущением - те чувства,

место возникновения которых находится в двигательном центре. Теперь,

конечно, каждый должен понять эту разницу и рассматривать свои ощущения и

чувства, изучая те или иные различия между ними.

Для первоначальных упражнений вспоминания себя необходимо участие всех

трех центров; мы