Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 3

и организовать там, лекции и группы,

подобные петербургским. Но все это случилось только через три с половиной

года.

В начале июня 1919 годы я уехал из Ессентуков. Мне это наконец удалось,

к этому времени там все успокоилось, и жизнь понемногу приходила в порядок;

но я этому спокойствию не доверял. Пора было ехать за границу. Сначала я

отправился в Ростов, затем в Екатеринодар и Новороссийск, оттуда вернулся в

Екатеринодар, бывший тогда столицей России. Там я встретил несколько человек

из нашей компании, которые уехали из Ессентуков раньше меня, а также

несколько друзей и знакомых из Петербурга.

В моей памяти сохранилась одна из первых моих бесед. Мы говорили о

системе Гурджиева, о работе над собой, и петербургский друг спросил меня,

могу ли я указать какие-либо практические результаты этой работы.

Припомнив все, что я пережил в течение предыдущего года, особенно после

отъезда Гурджиева, я сказал, что приобрел некую странную уверенность,

которую невозможно выразить одним словом, но которую я попробую описать.

- Это не самоуверенность в обычном смысле, - сказал я, - совсем

наоборот: уверенность в незначительности 'я', которое мы обычно знаем. Но я,

тем не менее, уверен, что если со мной произойдет что-нибудь ужасное, вроде

того, что случалось со многими друзьями в прошлом году, это событие встречу

не я, не обычное мое 'я', а другое 'я' внутри меня, которому такая

обстановка окажется по плечу. Два года назад Гурджиев спросил меня, чувствую

ли я в себе новое 'я', и мне пришлось ответить, что я не ощущаю какой-либо

перемены. Теперь я ответил бы иначе. Я могу рассказать, как происходит эта

перемена. Она возникает не сразу, я хочу сказать, что перемена охватывает не

все моменты жизни. Обыденная жизнь идет своим чередом: как обычно, живут все

эти заурядные, глупые 'я', за исключением совсем немногих. Но если бы

произошло что-то большое, требующее напряжения каждого нерва, я знаю, что

вперед выступило бы не обычное малое 'я', которое сейчас разговаривает и

которое можно напугать, а другое, большое 'Я', которое ничто не испугает и

которое справится со всем. что бы ни случилось. Я не в состоянии дать

лучшего описания; но для меня это факт - и факт, определенно связанный с

работой. Вы знаете мою жизнь и знаете, что я не боюсь многого во внешней и

внутренней сфере, чего боятся другие люди. Но тут совсем иное чувство, иной

вкус. Я убежден, что новая уверенность - не просто следствие богатого

жизненного опыта; это следствие работы над собой, которую я начал четыре

года назад.

В ту зиму в Екатеринодаре, а затем в Ростове я собрал небольшую группу

и по составленному мной (за год до того) плану читал ее членам лекции,

объясняя систему Гурджиева, а также те стороны обыденной жизни, которые

ведут к ней.

Летом и осенью 1919 года я получил в Екатеринодаре и Новороссийске два

письма от Гурджиева. Он писал, что открыл в Тифлисе 'Институт гармоничного

развития человека' с очень широкой программой. Он приложил проспект этого

'Института', заставивший меня изрядно призадуматься. Проспект начинался так:

'С разрешения министра народного образования в Тифлисе открывается

институт гармоничного развития человека, основанный на системе Г.И.

Гурджиева. Институт принимает детей и взрослых обоих полов. Занятия будут

проводиться утром и вечером. Предметы изучения: гимнастика всех видов

(ритмическая, медицинская и пр.), упражнения для развития воли, памяти,

внимания, слуха, мышления, эмоций, инстинктов и т.п.'

К этому добавлялось, что система Гурджиева 'уже применяется в целом

ряде больших городов, таких как Бомбей, Александрия, Кабул, Нью-Йорк,

Чикаго, Осло, Стокгольм, Москва, Ессентуки, и во всех отделениях и пансионах

истинных международных и трудовых содружеств'.

В конце проспекта в списке 'специалистов-преподавателей' Института

гармоничного развития человека я нашел свое имя, равно как и имена

'инженера-механика' П. и еще одного члена нашей компании, который в то время

жил в Новороссийске и в Тифлис ехать не собирался.

В своем письме Гурджиев писал, что он готовит к постановке свой балет

'Борьба магов'; ни словом не упоминая о прошлых трудностях, он приглашал

меня приехать в Тифлис и работать с ним. Для него это было очень характерно.

Но по некоторым причинам я не смог