Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 3

о

том, что случается с человеком ежедневно. Обычный человек, даже если он и

придет к пониманию необходимости работы над собой, остается рабом тела. Он

раб не только известной и видимой деятельности тела, но и раб его невидимой

и неизвестной деятельности, и как раз именно она держит его в подчинении.

Поэтому когда человек решил бороться за свободу, он в первую очередь должен

бороться с собственным телом.

'Сейчас я укажу вам только на один аспект функций тела, который в любом

случае необходимо регулировать. Пока эта функция осуществляется неверно,

никакая иная работа, моральная или духовная, не в состоянии вестись

правильно.

'Вспомните, как мы говорили о работе 'трехэтажной фабрики', и я

указывал вам, что большая часть энергии. производимой фабрикой, тратится

бесполезно; среди всех прочих трат, энергия расходуется и на ненужное

мускульное напряжение. Это ненужное мускульное напряжение пожирает огромное

количество энергии, и при работе над собой необходимо обращать внимание

прежде всего на это.

'Говоря о работе фабрики вообще, нужно обязательно установить, что нам

необходимо прекратить бесполезную трату энергии еще до того, как появится

какой-нибудь смысл в увеличении продукции. Если продукция увеличится, когда

эта бесполезная трата еще не остановлена и ничего не сделано, чтобы ее

остановить, производимая новая энергия будет лишь увеличивать ненужную

растрату сил, и это может даже вызвать нездоровые явления. Поэтому одной из

первых вещей, которые человек должен освоить до какой-либо физической работы

над собой, является уменье наблюдать и чувствовать мускульное напряжение и

быть способным при необходимости расслаблять мускулы, т.е. освобождаться от

их ненужного напряжения.'

В этой связи Гурджиев показал нам множество разнообразных упражнений

для управления мускульным напряжением, а также некоторые позы, принятые в

школах при молитве или созерцании; человек может принять эти позы лишь в том

случае, если он научится освобождать мускулы от ненужного напряжения. Среди

них была так называемая 'поза Будды' со ступнями на бедрах, а также другая,

еще более трудная поза, которую он выполнял в совершенстве, а мы подражали

ей весьма приблизительно. Для выполнения этой позы Гурджиев, разувшись,

становился на колени, после чего садился на пятки, тесно прижав ноги одна к

другой. Даже просто усидеть таким образом на пятках более одной-двух минут

было очень трудно. Затем он поднимал руки и, держа их на уровне плеч,

медленно наклонялся назад и ложился на пол, причем ноги, согнутые в коленях,

оставались поджатыми под тело. Пролежав в такой позе некоторое время, он так

же медленно, с вытянутыми в стороны руками, поднимался с пола, потом опять

ложился и так далее.

Он дал нам много упражнений для постепенного расслабления тела и всех

его мускулов, начинавшихся всегда с мускулов лица, а также упражнений на

'ощущение' рук, ног, пальцев и так далее. Фактически идея расслабления

мускулов не новая; но объяснение Гурджиева о том, что расслабление мускулов

тела необходимо начинать с мускулов лица, было для меня новым; я не встречал

его ни в книгах по 'йоге', ни в литературе по физиологии.

Очень интересным было упражнение, которое Гурджиев называл 'круговым

ощущением'. Человек лежит на полу плашмя. Расслабив все мускулы, он

полностью сосредоточивает затем внимание на стремлении почувствовать свой

нос. Достигнув этого, он переносит внимание на ухо и старается почувствовать

его; когда и это достигнуто, переключает внимание на правую ступню, затем на

левую, на левую кисть, оттуда на левое ухо, опять на нос и так далее.

Все это крайне меня интересовало, потому что некоторые проведенные

ранее эксперименты давно привели меня к заключению, что физические

состояния, связанные с новыми психическими переживаниями, начинаются с

чувства пульса во всем теле; в обычных условиях мы этого не ощущаем. В

данном же случае пульс ощущается сразу во всех частях тела как один удар. В

моих собственных опытах чувство пульса во всем теле вызывалось, например,

определенными дыхательными упражнениями, связанными с постом

продолжительностью в несколько дней. В своих опытах я не пришел к каким-либо

результатам: но у меня возникло глубокое убеждение, что контроль над телом

начинается с приобретения контроля над пульсом.