Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 3

Существуют определенные субъективные

методы; имеются и общие методы. Таким образом, мы постараемся найти

субъективные методы и в то же время применить общие методы.

Имейте в виду, что субъективные указания будут даны только тем, кто

оправдает себя, кто покажет свою способность к работе и отсутствие лени.

Общие методы, общие занятия доступны для всех; но субъективные методы будут

предложены в группах только тем, кто работает, кто старается, кто хочет

работать всем своим существом. Тот, кто ленится и полагается на везенье,

никогда не увидит и не услышит того. что составляет истинную работу, даже

если останется здесь еще десять лет.

Посещавшие лекции уже слышали о так называемом 'вспоминании себя',

думали, вероятно, о нем и пробовали его практиковать. Те, кто пробовал этот

метод, наверняка, обнаруживали, что, несмотря на все усилия, вспоминание

себя, столь понятное уму, такое легкое, возможное и допустимое с точки

зрения интеллекта, практически невозможно. И оно в самом деле невозможно.

Когда мы говорим о 'вспоминании себя', мы подразумеваем самих себя. Но

я сам - это мое 'я', мои чувства, тело, ощущения. Я сам - это не мой ум, не

моя мысль. Ум - это не мы, а лишь небольшая часть нас. Верно, что эта часть

имеет связь с нами, - но довольно слабую связь, и ей в нас отпущено так мало

материала! Если тело и чувства получают энергию и разнообразные элементы в

пропорции, скажем, двадцати частей, то ум получает только одну часть.

Внимание есть продукт развития, получаемый из этих элементов. Наши различные

части обладают разным вниманием; его длительность и сила пропорциональны

полученному материалу. Та часть, которая получает больше материала, обладает

большим вниманием.

Поскольку ум получает для питания меньше материала, его внимание, т.е.

память, оказывается кратким; оно действует лишь до тех пор, пока сохраняется

этот материал. И правда, если мы хотим (и продолжаем хотеть) вспоминать себя

только умом, мы не сумеем вспомнить себя дольше, чем позволит сам материал.

Неважно, сколько мы будем мечтать об этом, сколько будем желать заниматься

этой практикой, неважно, какие меры примем. Когда материал израсходован,

внимание угасает.

Это явление очень похоже на работу аккумулятора в осветительной цепи.

Он дает энергию до тех пор, пока заряжен. Когда же энергия израсходована,

лампа не может светиться, даже если ее нить находится в полном порядке, а

проводка исправна. Это объясняет нам, почему человек не способен вспоминать

себя чаще: такая особая память коротка и всегда будет короткой. Так она

устроена.

Здесь невозможно поставить более крупный аккумулятор или зарядить его

большим количеством энергии, чем то. которое он способен удержать. Но наше

вспоминание себя можно увеличить не за счет увеличения емкости нашего

аккумулятора, а посредством подключения других частей, с их аккумуляторами,

заставляя их участвовать в общей работе. В этом случае все части нашего

существа, взявшись за руки, помогут друг другу сохранить общее освещение.

Поскольку мы испытываем доверие к уму, и этот ум считает, что он хорош

и необходим для других частей нашего организма, то мы должны сделать все,

чтобы пробудить в них интерес и убедить их в том, что желаемое достижение

окажется и для них полезным и необходимым.

Вынужден признаться, что большая часть нашего 'я' ничуть не

заинтересована в практике вспоминания себя. Более того, она даже не

подозревает о наличии такого желания у своего брата - мышления. Значит, нам

надо постараться понять это желание и ознакомить с ним их. Если они захотят

работать в этом направлении, половина дела сделана, и мы сможем учить их и

помогать им.

К сожалению, нельзя сразу же вести с ними разумный разговор, потому что

из-за безалаберного воспитания лошадь и повозка не знают языка, уместного

для благовоспитанного человека. Их жизнь и мышление инстинктивны, как у

животных; поэтому невозможно логически доказывать им. в чем заключается их

будущая выгода, пли растолковывать их возможности. Работать их можно

заставить пока только 'обманными методами', окольными путями. Если это будет

сделано. они сумеют, пожалуй, добраться до какого-то здравого смысла. Логик?

и соображения им не чужды, но они не получили воспитания - подобно человеку,

которому пришлось жить вдали от своих собратьев,