Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 3

с

эволюционным процессом. В конце концов, все это делает эволюционный процесс

более интересным. Вместо борьбы с механическими силами, в определенные

моменты может возникнуть борьба с сознательным противодействием

могущественных сил, хотя, конечно, их нельзя сравнить с теми силами, которые

направляют эволюционный процесс. Эти противодействующие силы могут иногда

даже победить, и вот по какой причине: силы, руководящие эволюцией, обладают

более ограниченным выбором средств; они могут использовать только некоторые

средства и методы. А противодействующие силы не ограничены в выборе средств

и могут воспользоваться любыми способами, в том числе такими, которые

приводят к временному успеху, а в конечном итоге уничтожают в данном пункте

как эволюцию, так и инволюций.

'Но, как я уже сказал, этот вопрос не имеет для нас практического

значения. Нам важно лишь установить признаки начинающейся и протекающей

эволюции. И если мы вспомним о полной аналогии между человечеством и

человеком, нам нетрудно будет решить, эволюционирует ли человечество.

'Можем ли мы, например, сказать, что жизнь управляется группой

сознательных людей? Где они? И кто они? Мы видим как раз обратное; жизнью

управляют наименее сознательные люди, такие люди. которые глубже всех

погружены в сон.

'Можем ли мы сказать, что наблюдаем в жизни преобладание самых лучших,

самых сильных и самых храбрых? Ничего подобного! Наоборот, мы видим

преобладание всех видов вульгарности и глупости.

'Можем ли мы сказать, что в жизни наблюдается стремление к единству, к

единению? Конечно, нет. Мы видим лишь новые разделения, новую вражду, новое

непонимание.

'Таким образом, в нынешнем положении человечества нет ничего, что

указывало бы на протекающую эволюцию. Напротив, сравнивая человечество с

человеком, мы обнаружим рост личности за счет роста сущности, т.е. рост

искусственного, нереального, чуждого за счет естественного, реального,

собственного.

'Вместе с этим, мы наблюдаем нарастание автоматичности.

'Для современной культуры требуются автоматы. И люди явно утрачивают

приобретенные ими привычки к независимости, превращаются в автоматы, в части

машины. Невозможно сказать, где конец всему этому, где выход, есть ли вообще

выход. Одно не вызывает сомнений: рабство человека возрастает и усиливается.

Человек делается добровольным рабом. Он более не нуждается в цепях, он

начинает любить свое рабство и гордиться им. И это - самое страшное, что

может с ним произойти.

'Все сказанное относится к человечеству в целом. Но, Как я указывал

раньше, эволюция человечества может происходить только благодаря эволюции

некоторой группы, которая поведет за собой остальное человечество, повлияет

на него.

'Можно ли сказать, что такая группа существует? Пожалуй, да, на

основании некоторых признаков: но пока нам приходится признать, что это

очень небольшая группа, недостаточная для того, чтобы подчинить остальную

часть человечества. Или, с другой точки зрения, можно сказать, что

человечество пребывает в таком состоянии, когда оно неспособно принять

руководство сознательной группы.'

- Сколько человек в этой сознательной группе? - спросил кто-то.

- Только они сами знают это, - сказал Гурджиев.

- Значит ли это, что все они знают друг друга? - спросил тот же

человек.

- А как же иначе? - спросил Гурджиев. - Вообразите, что среди толпы

спящих двое или трое бодрствуют. Конечно, они узнают друг друга. А те, кто

спят, не смогут их узнать. Сколько их? Мы не знаем и не сможем узнать, пока

не станем такими, как они. Раньше было ясно сказано, что каждый человек

видит на уровне своего бытия. Однако двести сознательных людей, если бы они

нашли это необходимым и законным, могли бы изменить всю жизнь на Земле. Но

или их еще мало, или они не хотят этого, или для этого не пришло время: а

может быть и так, что другие люди спят слишком крепко.

Мы подошли к проблемам эзотеризма.

- Ранее, когда мы говорили об истории человечества, было указано, что

жизнь человечества, к которому мы принадлежим, управляется силами,

исходящими из двух источников: во-первых, это влияния планет, полностью

механичные и воспринимаемые как массами людей, так и отдельными индивидами

совершенно невольно и бессознательно: