Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 3

в Париже, с которыми она могла

бы поговорить о тех же самых вещах, что и со мной, но не думал, что увижу ее

еще раз. И вот я опять встретил ее в Аббатстве. Вечером мы сидели в одном из

салонов, и она говорила со мной слабым голосом, который, казалось, шел

откуда-то из пустоты:

- Я знаю, что здесь истина, что другой истины нет. Понимаете, я давно

смотрю на всех нас как на людей, которые потерпели кораблекрушение и попали

на необитаемый остров, но еще не знают об этом. А здешние люди это знают.

Другие, там, в жизни, все еще думают, что за ними завтра придет океанский

пароход, и все опять вернется к старой жизни. Эти уже знают, что старого

пути не будет. Я так рада, что оказалась здесь!

Вскоре после возвращения в Лондон я услышал о ее смерти. Гурджиев был

очень добр к ней и не настаивал на ее отъезде, хотя было ясно, что она не

выживет. Это вызвало со временем немало лжи и клеветы.

В течение 1923 года я довольно часто приезжал в Фонтенбло, в Аббатство.

Вскоре после открытия. Институт привлек внимание прессы, и в течение

одного-двух месяцев газеты охотно писали о нем. Гурджиева и его учеников

называли 'лесными философами'; у них брали интервью, печатали их фотографии

и так далее.

Собственная работа Гурджиева в тот период, т.е. с 1922 года, была

посвящена, главным образом, развитию методов изучения ритма и пластики. Все

это время он, не переставая, работал над своим балетом, вводя в него танцы

разных дервишей и суфиев, восстанавливая в памяти музыку, которую слышал в

Азии много лет назад. В этой работе было чрезвычайно много нового и

интересного. Бесспорно, танцы и музыка дервишей воспроизводились в Европе

впервые. И на всех, кто мог их видеть и слышать, они произвели очень сильное

впечатление.

В Аббатстве выполнялись также очень интенсивные умственные упражнения

для развития памяти, внимания и воображения. В связи с этими упражнениями

велась также работа по 'имитации психических явлений'. Кроме того, для

каждого существовало много обязательной работы по дому, связанной с домашним

хозяйством.

Среди бесед того времени я особенно запомнил одну, которая относилась к

методам дыхания; хотя эта беседа, равно как и многое другое, что было

сделано, прошла тогда незамеченной, она показала возможность совершенно

нового подхода к данному предмету.

'Правильные упражнения, - сказал однажды Гурджиев, которые

непосредственно ведут к цели, к овладению организмом и подчинению воле его

сознательных и бессознательных функций, начинаются с дыхательных упражнений.

Без овладения дыханием нельзя ничего освоить. Однако овладеть дыханием не

так-то просто.

'Вы должны понять, что существуют три вида дыхания. Один - это

нормальное дыхание. Второй - 'вздутие'. Третий - дыхание с помощью движения.

Что это значит? Это значит, что нормальное дыхание протекает бессознательно;

оно регулируется и контролируется двигательным центром. 'Вздутие' - это

искусственное дыхание. Например, человек говорит себе, что он будет считать

до десяти во время вдоха и до десяти во время выдоха или будет делать вдох

через правую ноздрю, а выдох через левую; все это совершается формирующим

аппаратом. И само дыхание будет при этом другим, потому что двигательный и

формирующий аппараты действуют, используя разные группы мышц. Группа мышц,

через которые работает двигательный центр, недоступна формирующему аппарату

и не подчинена ему. Но в случае временной остановки двигательного центра

формирующему аппарату дается группа мышц, на которые он может влиять и с

помощью которых может приводить в действие дыхательный механизм. Но,

конечно, его работа будет протекать хуже: чем работа двигательного центра, и

недолго. Вы читали книги о 'дыхании йоги', слышали или читали об особом

дыхании, связанном с 'умной молитвой' в православных монастырях. Все это

одно и то же. Дыхание, исходящее из формирующего аппарата, - это не дыхание,

а 'вздутие'. Идея здесь та, что если человек достаточно долго и часто дышит

таким образом при помощи формирующего аппарата, двигательный центр, который

в течение этого периода остается в бездействии, может устать от бездействия

и начать работать, как бы 'подражая' формирующему аппарату. В самом деле,

так иногда бывает. Но для того, чтобы это произошло, необходимо соблюдение

многих условий: нужны пост, молитва,