Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 3

себя. Однако главное состоит в том, чтобы

создать перемену не в уме, а именно в этих, не заинтересованных в ней

частях. Ум может измениться очень легко. Но достижение осуществляется не

посредством ума; осуществленное через ум, оно никуда не годится.

Поэтому нужно учить и учиться не посредством ума, а через чувства и

тело. Но у чувств и тела нет языка; они не обладают ни языком, ни

пониманием, которыми обладаем мы. Они не понимают ни русского, ни

английского; лошадь не понимает языка возницы, а повозка не понимает языка

лошади. Если возница скажет по-английски: 'На/ право!', - ничего не

произойдет. Лошадь понимает язык вожжей и свернет направо, только повинуясь

вожжам. Другая лошадь повернет без вожжей, если вы почешете ее в

определенном месте; этому, например, обучены ослы в Персии. То же самое с

повозкой; у нее свое устройство. Если оглобли поворачивают направо, задние

колеса повернут налево. Это потому, что повозка понимает только это движение

и реагирует на него по-своему. Так что вознице необходимо узнать слабые

стороны повозки, ее особенности; только тогда он сможет вести ее в желаемом

направлении. Если же он будет просто сидеть на козлах и командовать на своем

языке: 'Направо! Налево!', упряжка не сдвинется с места, даже если он

прокричит целый год.

Мы представляем собой точную копию такой упряжки. Один ум нельзя

назвать человеком, как нельзя сидящего в трактире возницу назвать возницей,

выполняющим свои функции. Наш ум похож на кучера, который сидит дома или в

трактире и развозит пассажиров только в своих мечтах. Как нереальны его

поездки, так же никуда не приведут и попытки работать с одним умом. В этом

случае мы станем лишь профессионалами, безумцами.

Сила, способная изменить нас, - это не ум, а тело и чувства. К

несчастью, наши тело и чувства устроены таким образом, что ни на йоту не

беспокоятся ни о чем, пока они счастливы. Они живут ради момента: их память

коротка. Один ум живет для завтрашнего дня. Каждый аспект имеет свои

достоинства. Достоинство ума в том, что он глядит вперед. Но только два

других аспекта способны 'делать'.

До сегодняшнего дня большая часть ваших желаний и борьбы была

случайной. Все происходило в уме. Это значит, что желания существуют лишь в

уме, пока в уме случайно возникло желание чего-то достичь, что-то изменить.

Но это произошло только в уме. В вас же самих не произошло еще никаких

изменений. В голове имеется только голая идея; но каждый остается таким,

каким был. Даже если он будет работать умом десять лет, учиться день и ночь,

вспоминать в уме свою цель и бороться, он не достигнет ничего реального. В

уме ничего, менять не надо; изменить надо характер лошади. Желание должно

заключаться в лошади, а способность - в повозке.

Но, как мы уже сказали, трудность заключается в том, что из-за

ошибочного современного воспитания и отсутствия в нас связи между телом,

чувствами и умом, люди в большинстве своем настолько деформированы, что

между одной частью их существа и другими частями нет общего языка. Вот

почему их так трудно связать друг с другом, а еще труднее - заставить свои

отдельные части изменить образ жизни. Поэтому мы обязаны заставить их

общаться, но не посредством языка, данного нам природой. Последнее было бы

легко; при помощи этого языка части нашего существа очень скоро примирились

бы друг с другом, пришли бы к согласию и пониманию, достигли бы желанной

общей цели.

Однако для большинства из нас этот общий язык, о котором я говорю,

безвозвратно утрачен. Единственное, что нам остается, - это устанавливать

связь окольным, 'обманным' путем. Эти непрямые, 'обманные', искусственные

связи оказываются весьма субъективными, поскольку зависят от характера

человека, от формы, принятой его внутренним составом.

И вот сейчас мы должны определить эту субъективность и выдвинуть

программу работы по установлению связи с другими частями нашего существа.

Определить субъективность - нелегко; этого не достичь даже при помощи

глубокого анализа, изучения и проверки наследственности 'вплоть до бабушки'.

Поэтому, с одной стороны, мы продолжим определять субъективность

каждого человека; с другой же - начнем доступную каждому общую работу, а

именно, практические упражнения.