Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 3

если я скажу, что доисторический

Египет был христианским за много тысяч лет до рождения Христа. Иными

словами, его религия состояла из тех же принципов и идей, которые составляют

подлинное христианство. В доисторическом Египте существовали особые школы,

называвшиеся 'школами повторения'. В этих школах по определенным дням, а в

некоторых из них, возможно, и ежедневно устраивались публичные повторения в

сжатой форме всего курса наук, которому обучали в этих школах. Такое

повторение продолжалось иногда неделю или месяц. Благодаря подобным

повторениям люди, прошедшие курс, не теряли своей связи со школой и

сохраняли в памяти все, чему учились. Иногда они приходили из очень далеких

мест лишь для того. чтобы прослушать повторение, и, почувствовав свою связь

со школой, уходили. Существовали особые дни в году, когда повторения были

особенно полными и производились с особой торжественностью; сами эти дни

обладали символическим значением.

'Эти 'школы повторения' стали образцами для христианских церквей. Форма

богослужения в христианских церквах почти полностью повторяет курс науки,

касающейся вселенной и человека. Индивидуальные молитвы, гимны, возглашения

все имело свое значение в этом повторении, равно как и празднества, и

религиозные символы, хотя смысл их забыт очень давно.'

Продолжая свои объяснения, Гурджиев привел несколько очень интересных

примеров объяснений различных частей православной литургии. К несчастью, в

то время мы не делали записей, и я не решусь восстановить их по памяти.

Идея его объяснений заключалась в том, что литургия, начиная с первых

ее слов, проходит, так сказать, сквозь процесс повторения, отмечая все его

стадии и переходы. В объяснениях Гурджиева меня особенно удивило то, сколь

многое здесь сохранилось в чистой форме и как мало мы все это понимаем. Его

объяснения очень сильно отличались от обычных богословских и даже

мистических толкований, и главная разница заключалась в том, что он

отказался от большинства аллегорий. Я хочу сказать, что из его объяснений

стало ясно, что мы принимаем многие вещи за аллегории, в то время как они

вовсе не являются иносказаниями, и их нужно понимать более просто и

психологически. Хорошим примером здесь служит то, что он сказал ранее о

Тайной Вечере.

- Каждая церемония, или обряд, имеет ценность, если она выполняется без

изменений, - сказал он. - Церемония это книга, а которой написано очень

многое. Каждый, кто обладает пониманием, может читать ее. Один обряд

содержит зачастую больше, чем сотня книг.

Указывая на то, что сохранилось до нашего времени, Гурджиев отмечал и

то, что было утеряно и забыто. Он упоминал о священных плясках, которые

сопровождали 'службы' в 'храмах повторения' и не были включены в

христианскую форму богослужения. Он говорил также о различных упражнениях и

об особых позах для разных молитв, т.е. для разных видов медитации; о

приобретении контроля над дыханием и о необходимости уметь напрягать или

расслаблять по своей воле любую группу мускулов; о многих других вещах,

имеющих, так сказать, отношение к 'технике религии'.

Однажды, описывая упражнения в сосредоточении и переключении внимания с

одной части тела на другую, Гурджиев сказал:

- Когда вы произносите слово 'я', замечаете ли вы, где внутри вас

звучит это слово?

Мы не сразу сообразили, что он имеет в виду, но очень скоро стали

замечать, что, произнося слово 'я', некоторые из нас определенно

чувствовали, что это слово как бы звучит в голове, другие слышали его в

груди, третьи - над головой, вне тела.

Должен здесь отметить, что лично я был совершенно лишен этих ощущений,

и мне приходится полагаться на показания других.

Гурджиев выслушал все наши замечания и сказал, что связанное с этим

ощущением упражнение сохранилось до наших дней; по его словам, его выполняют

в монастырях на Афоне.

Монах стоит на коленях или в какой-то другой позе и, подняв согнутые в

локтях руки, произносит громко и протяжно слово 'я' и выпрямляется;

одновременно он прислушивается к тому, где звучит это слово.

Цель упражнения заключается в том, чтобы чувствовать 'я' в любой

момент, когда человек думает о себе, и переносить 'я' из одного центра в

другой.

Много раз Гурджиев