Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 3

По предварительно условленному

знаку или слову учителя все ученики, которые видят или слышат его, должны

немедленно прекратить свои движения, что бы они ни делали, и замереть

неподвижно в той позе, в какой их застал сигнал. Они не только не должны

двигаться. но им необходимо удерживать взор на том самом месте, на которое

он был устремлен в момент сигнала, сохранять улыбку на лице, если она была,

держать рот открытым, если они разговаривали, сохранять в точности прежнее

выражение лица и положение всего тела, в каком их застал сигнал. В состоянии

'остановки' человек должен также приостановить поток мыслей и сосредоточить

свое внимание на том, чтобы сохранить напряжение мускулов в разных частях

тела в одном положении и непрерывно наблюдать за этим напряжением, переводя,

так сказать, свое внимание с одной части тела на другую. Он должен

оставаться в таком положении и в таком состоянии до тех пор, пока другой

заранее условленный сигнал не разрешит ему принять обычную позу или пока он

не упадет от утомления, неспособный сохранять такое положение. Но он не

имеет права ничего в нем менять - ни взгляда, ни точки опоры - ничего! Если

он не в состоянии удержаться стоя, он должен упасть, - но опять-таки упасть

как мешок, не стремясь предохранить себя от удара. Точно так же, если он

что-то держал в руках, он должен держать эту вещь так долго, как сможет,

пока руки не откажутся ему повиноваться и предмет не упадет, что не будет

поставлено ему в вину.

'Долг учителя - следить за тем, чтобы во время падения или непривычной

позы ученик не причинил себе повреждений, в связи с чем ученики должны

полностью довериться учителю и не думать ни о каких опасностях.

'Идея такого упражнения и его результаты могут быть весьма различны.

Прежде всего рассмотрим его с точки зрения изучения движений и поз. Это

упражнение позволяет человеку выйти из круга автоматизма; без него

невозможно обойтись, особенно в начале работы над собой.

'Свободное от механичности изучение самого себя возможно только с

помощью упражнения типа 'стой!' под руководством понимающего его смысл

человека.

'Попытаемся проследить, что из этого получится. Человек идет, сидит или

работает и вдруг слышит сигнал. Начатое движение прервано этим неожиданным

сигналом, командой 'стой!'. Тело его делается неподвижным и замирает посреди

перехода от одной позы к другой в таком положении, в каком этот человек в

обычной жизни никогда долго не бывает. Почувствовав себя в этом положении,

т.е. в непривычной позе, человек невольно смотрит на себя с новой точки

зрения, видит и наблюдает себя по-иному. В этой непривычной позе он может

думать по-новому, по-новому чувствовать, по-новому узнавать себя. Таким

образом разбивается круг старого автоматизма. Тело напрасно старается

принять привычное удобное положение - воля человека, приведенная в действие

волей учителя, препятствует этому. Борьба идет не на жизнь, а на смерть, но

в данном случае воля способна победить. Это упражнение вместе со всем, что

было сказано, представляет собой упражнение вспоминания себя. Человек должен

помнить себя, чтобы не пропустить сигнал: он должен помнить себя, чтобы с

Первой же минуты не принять удобного положения; он должен помнить себя,

чтобы следить за напряжением мускулов в разных частях тела, за выражением

лица, за направлением взгляда и так далее. Он должен помнить себя и для

того, чтобы преодолеть боль от непривычного положения рук, ног и спины,

которая иногда может оказаться очень значительной, и не бояться упасть или

уронить себе на ноги что-нибудь тяжелое. Достаточно на мгновение забыть

себя, и тело само собой, почти незаметно примет более удобное положение -

перенесет вес с одной ноги на другую, ослабит напряжение некоторых мускулов

и тому подобное. Это упражнение является одновременно упражнением воли,

внимания, мыслей, чувств и двигательного центра.

'Нужно помнить, что для введения в действие достаточно сильной воли,

способной удержать человека в непривычном для него положении, необходим

внешний приказ, или команда 'стой!'. Человек не в состоянии сам дать себе

эту команду. Причина этого, как я уже сказал, в том, что соединение

непривычного мышления, чувств и поз, связанных с движением, сильнее

человеческой воли. Команда 'стой!', которая по отношению