Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 3

шаг.

Второй шаг - практика в сосредоточенности. Благодаря этому упражнению,

вы сможете достичь другого. Самонаблюдение очень трудно, но может дать

многое, большой материал. Если вы помните, как вы проявляете себя, как

желаете, как регулируете, как чувствуете, вы узнаете многое. Иногда сразу же

сумеете понять, что такое мысль, что такое чувство, что такое тело.

Каждая наша часть находится под разными влияниями; и если мы

освобождаемся от одного, то становимся рабами другого. Например, я могу

достичь свободы в сфере ума, но не в силах изменить эманаций своего тела -

тело реагирует иначе. Человек, сидящий около меня, воздействует на меня

своими эманациями. Я знаю. что мне следует быть с ним вежливым, но испытываю

к нему антипатию. Каждый центр имеет свои собственные эманации, и временами

от них нет спасения. Очень полезно сочетать упражнения в том, чтобы ставить

себя на место другого, с самонаблюдением.

Но мы все забываем и вспоминаем только 'задним числом'. В нужный момент

наше внимание оказывается занято, например. тем, что нам не нравится этот

человек, и мы с этим чувством ничего не можем поделать. Но факты забывать не

следует: их надо регистрировать в памяти. Вкус переживания сохраняется лишь

в течение некоторого времени. Оставленные без внимания, проявления исчезают.

Нужно отмечать происходящее в памяти, иначе вы все забудете. А ведь мы хотим

- не забывать. Есть много вещей, которые редко повторяются. Случайно вы

что-то увидели; но если не закрепить увиденное в памяти, вы забудете его и

утратите. Если вы хотите 'узнать Америку', вам необходимо запечатлеть ее в

памяти. Сидя в комнате, вы ничего не увидите; нужно наблюдать жизнь. В своей

комнате вы не сумеете стать мастером. Человек может быть сильным в

монастыре, но слабым в жизни, а мы нуждаемся в силе для жизни. Например, в

монастыре человек может неделю обходиться без пищи, а в жизни он не способен

обойтись без нее и трех часов. Какой в таком случае толк от его упражнений?

'Аббатство', 23 мая 1923 г. (Три силы и экономия)

Человек наделен силами трех видов. Каждый вид независим по своей

природе, каждый имеет собственные законы и строение, но источники их

формирования одни и те же.

Первая сила - так называемая физическая сила. Ее количество и качество

зависят от устройства человеческой машины и ее тканей.

Вторая сила - психическая сила. Ее качество зависит от мыслительного

центра человека и содержащегося в нем материала. 'Воля' и прочие сходные с

ней качества суть функции этой силы.

Третья сила называется моральной силой. Она зависит от воспитания и

наследственности.

Первые две силы легко изменить, потому что они легко формируются. Зато

моральная сила, формирующаяся в течение долгого времени, очень трудно

поддается изменению.

Если человек обладает здравым смыслом и логикой, любое действие может

изменить его мнение и 'волю'. Но изменение его природы, т.е. моральных

устоев, требует длительного давления.

Все эти три силы материальны. Их количество и качество зависит от

количества и качества того, что их производит. Человек обладает большей

физической силой, если у него больше мускулов: например, А. может поднять

больше, чем Б. То же самое относится к психической силе - она зависит от

количества материала и данных человека.

Сходным образом, человек имеет большую моральную силу, если условия его

жизни включают влияние многих идей, религии, чувств. Так что для каких-то

изменений в этой области нужно прожить долгую жизнь.

Например, А. не может поднять столько же, сколько может Б. Конечно,

силу женщины можно увеличить, однако не до уровня сил здорового, нормального

мужчины. И так во всем.

Моральные и психические силы также относительны. Например, часто

говорят, что человек способен перемениться. Однако он остается тем, что он

есть, каким был создан природой. Даже в случае физической силы человек не в

состоянии измениться; все, что он может сделать - это накопить силу, если

ему нужно ее увеличить. А если мы говорим о больном человеке, который только

что выздоровел, он, конечно, будет другим.

Итак, мы видим, что производителя энергии изменить нельзя, он остается

таким же; но увеличить объем продукции можно. Благодаря экономии и

правильному расходу можно увеличить все три силы.