Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 3

во-вторых. из внутренних кругов

человечества, о существовании и значении которых большинство человечества

даже не подозревает, как не подозревает оно и о влиянии планет.

'Человечество, к которому мы принадлежим, т.е. все историческое и

доисторическое человечество, известное науке и цивилизации, составляет лишь

внешний круг человечества, внутри которого существует еще несколько кругов.

'Таким образом, мы можем представить себе. что все человечество, как

известное нам, так и неизвестное, состоит как бы из нескольких

концентрических кругов.

'Внутренний круг называется 'эзотерическим'. Он состоит из людей,

которые достигли высочайшего уровня развития: каждый из них обладает

индивидуальностью в самой полной степени, т.е. неделимым Я, всеми формами

сознания, возможными для человека, полным управлением состояниями сознания,

всецелым знанием, доступным человеку, свободной и независимой волей. Они не

могут производить действия, противоречащие их пониманию, или обладать

пониманием, которое не проявляется в действиях. Вместе с тем, среди них нет

разногласий, нет различий в понимании. Поэтому их деятельность вполне

согласована и ведет к общей цели без всякого принуждения: ибо она основана

на одинаковом понимании.

'Следующий круг называется 'мезотерическим', или средним. Люди, которые

принадлежат к этому кругу, обладают всеми качествами, присущими членам

эзотерического круга: единственная разница здесь в том, что их знание имеет

более теоретический характер. Это, конечно, относится к знанию космического

масштаба. Они знают и понимают многое такое, что не находит выражения в их

действиях; они знают дольше, чем делают. Но их понимание столь же точно, как

и понимание членов эзотерического круга: поэтому оно совпадает с ним. И

между ними. также нет разногласия, нет непонимания. Один из них понимает так

же, как понимают все, и все понимают так же, как и один. Но, как было

сказано ранее, их понимание, по сравнению с пониманием эзотерического круга,

более теоретично.

'Третий круг называется 'экзотерическим', т.е. внешним, и представляет

собой внешний круг внутренней части человечества. Принадлежащие к этому

кругу обладают многими особенностями, свойственными людям, входящим в

эзотерический и мезотерический круги; ни их космические знания носят более

философский характер, т.е. более абстрактны, чем знания мезотерического

круга; член мезотерического круга вычисляет, а член экзотерического круга

созерцает. Их понимание не выражается в действиях; но и в их понимании нет

различий: что понимает один, понимают и все остальные.

'В литературе, которая признает существование эзотеризма, человечество

обычно делится только на два круга: 'экзотерическим' кругом, в

противоположность 'эзотерическому', называют обычную жизнь. На самом деле,

как мы видим, 'экзотерический круг' - нечто от нас далекое и весьма высокое.

Для обычного человека это уже что-то 'эзотерическое'.

'Внешний круг' - это круг механического человечества, к которому

принадлежим и мы и который только и знаем. Первый признак этого круга

заключается в том, что среди принадлежащих к нему людей нет и не может быть

общего понимания; каждый понимает по-своему, и все понимают по-разному. Этот

круг называют иногда кругом 'смешения языков', т.е. кругом, в котором каждый

говорит на своем собственном языке, где никто не понимает друг друга и не

старается, чтобы его поняли. В этом круге взаимопонимание между людьми

невозможно, кроме редких, исключительных моментов или предметов, не имеющих

особого значения и не выходящих за пределы данного бытия. Если люди,

принадлежащие к этому кругу, осознают это отсутствие общего понимания и

обретают стремление понять и быть понятыми, тогда это означает, что они

обладают неосознанным стремлением ко внутреннему кругу, ибо взаимопонимание

начинается в экзотерическом круге и возможно только там. Однако осознание

отсутствия понимания обычно приходит к людям в совсем иной форме.

'Итак, возможность понять нечто зависит у людей от возможности

проникнуть в экзотерический круг, где начинается понимание.

'Если представить человечество в виде четырех концентрических кругов,

то можно вообразить на окружности третьего круга четыре входа в третий

внутренний круг; через них могут проходить