Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 3

идет война; как должен относиться к ней обыватель?

- Могут быть разные войны, и могут быть разные патриоты, - сказал

Гурджиев. - Вы все еще верите в слова. Обыватель же, если это настоящий

обыватель, словам не верит, ибо понимает, что за ними скрывается много

праздной болтовни. Для- него люди, которые кричат о своем патриотизме, - это

психопаты: и он смотрит на них как на психопатов.

- А как будет обыватель смотреть на пацифистов или на людей,

отказывающихся идти на войну?

- Как на сумасшедших. Такие, пожалуй, еще хуже.

В другой раз в связи с тем же вопросом Гурджиев сказал:

- Для вас многое непонятно, потому что вы не принимаете в расчет смысл

некоторых простейших слов, например, никогда не думали о том, что значит

быть серьезным. Попытайтесь дать себе ответ на вопрос - что такое быть

серьезным?

- Иметь серьезный взгляд на вещи, - сказал кто-то.

- Так думает каждый; и именно это означает противоположную вещь, -

сказал Гурджиев. - Иметь серьезный взгляд на вещи вовсе не значит быть

серьезным, потому что главное здесь - смотря на какие вещи? Многие люди

относятся серьезно к тривиальным вещам. Можно ли назвать их серьезными?

Конечно, нет.

'Ошибка здесь в том, что понятие 'серьезный' взято условно. Для одного

человека. одна вещь является серьезной, для другого - другая. На самом деле

серьезность-это одно из таких понятий, которые никогда и ни при каких

обстоятельствах не могут приниматься условно. Во все времена и для всех

людей серьезным бывает одно и то же. Человек может более или менее это

осознавать; но серьезность вещей от этого не меняется.

'Если бы человек понял весь ужас своей обыденной жизни, в которой он

вертится в кругу незначительных интересов и бессмысленных целей, если бы он

понял, что теряют такие люди, как он, он осознал бы, что для него существует

лишь одна серьезная вещь - освободиться от общего закона, стать свободным.

Что может быть серьезным для приговоренного к смерти? Только одна вещь: как

ему спастись, как освободиться. Ничто другое не является серьезным.

'И когда я говорил, что обыватель серьезнее 'бродяги' или 'безумца', я

под этим. подразумевал то, что, привыкнув иметь дело с реальными ценностями,

обыватель оценивает возможности 'путей', возможности 'освобождения',

'спасения' лучше и быстрее, нежели человек, который всей своей жизнью

приучен к кругу воображаемых ценностей, интересов и возможностей.

'Несерьезные люди - это для обывателя те люди, которые живут

фантазиями, главным образом, фантазиями о том, что они могут что-то сделать.

Обыватель знает, что они только обманывают людей, обещают им Бог знает что,

а в действительности просто устраивают собственные дела; или же это безумцы,

что еще хуже, ибо они верят всему, что говорят.'

- К какой категории принадлежат политики, которые с презрением говорят

об 'обывателях', 'обывательских мнениях', 'обывательских интересах'? -

спросил кто-то.

- Это худший сорт обывателей, - ответил Гурджиев, обыватели без

каких-либо положительных, компенсирующих черт; или же шарлатаны, сумасшедшие

или плуты.

- Но разве среди политиков не могут оказаться честные и достойные люди?

- задал кто-то вопрос.

- Конечно, могут, - ответил Гурджиев, - но в таком случае это будут не

практики, а мечтатели, которыми другие воспользуются, как ширмами, чтобы

прикрыть собственные темные делишки.

'Возможно, обыватель и не знает всего этого в философской форме, т.е.

не в состоянии сформулировать: но, благодаря своей практической

проницательности, он знает, как 'делаются дела'; поэтому в глубине души он

смеется над теми людьми, которые думают или пытаются уверить его в том, что

нечто зависит от их решений, что они в состоянии нечто изменить или вообще

что-то сделать. Для него это и означает - быть несерьезным. И вот такое

понимание несерьезности поможет ему оценить серьезное.'

К вопросам о трудности пути мы возвращались часто. Наш собственный опыт

совместной жизни и работы постоянно наталкивал нас на все новые и новые

трудности, которые пребывают внутри нас самих.

- Все дело в готовности пожертвовать собственной свободой, - говорил

Гурджиев. - Человек сознательно и бессознательно стремится к свободе, как он

ее понимает; и это обстоятельство сильнее