Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 3

Если, например, мы меняем дыхание,

то меняем и ритм легких. Но, поскольку все находится во взаимной связи,

постепенно начинают меняться и другие ритмы. Если мы продолжим такое дыхание

в течение долгого времени, оно может изменить ритм всех органов. Например,

изменится ритм работы желудка. У желудка свои привычки; ему нужно какое-то

время, чтобы переварить пищу; пища должна находиться в желудке, допустим,

час; если же ритм желудка изменится, пища пройдет через него быстрее, и

желудок не успеет усвоить из пищи все необходимое. А в другом месте может

произойти обратное явление.

В тысячу раз лучше не вмешиваться в работу нашей машины; лучше оставить

ее в плохом состоянии, нежели исправлять, не имея знаний. Человеческий

организм - это очень сложный аппарат, многочисленные органы которого

обладают разными ритмами и разными требованиями и находятся в самых разных

отношениях друг с другом. Нужно или менять все, или не менять ничего; иначе

вместо пользы можно себе навредить. Искусственное дыхание - причина многих

болезней. В редких случаях человеку удается вовремя остановиться и избежать

вреда для себя; если же он практикует искусственное дыхание долгое время,

результаты всегда плачевны.

Чтобы работать над собой, необходимо знать в своей машине каждый

винтик, каждую заклепку, и тогда вы поймете,. что вам делать. Но если вы

попробуете работать над собой, обладая малым знанием, вы можете многое

потерять. Риск велик, потому что машина очень сложна; в ней имеются

мельчайшие винтики, которые легко выходят из строя; если вы станете

прилагать большие усилия, вы можете их сломать, а эти винтики в лавке не

купишь.

Нужно быть очень осторожным. Когда вы знаете - дело другое. Если кто-то

из присутствующих экспериментирует с дыханием, лучше остановиться, пока не

поздно.

Нью-Йорк, 16 марта 1924 г.

Вопрос: Полезна ли профессия актера для развития координированной

работы центров?

Ответ: Чем чаше актер играет разные роли, тем более раздельной

становится у него работа центров. Чтобы играть роли. нужно прежде всего быть

художником.

Мы говорим о спектре, который образует белый свет. Человека можно

назвать актером лишь в том случае, если он способен, так сказать, образовать

белый свет. Подлинный актер - тот, кто творит, кто способен создать все семь

цветов спектра. Такие художники существуют даже сегодня, как существовали и

раньше. Но в наше время актером обычно бывают лишь внешне.

Как и любой другой человек, актер имеет определенное число основных

поз; другие его позы суть лишь разные их сочетания. Все роли строятся из

поз. Приобрести новые позы при помощи практики невозможно; практика способна

разве что усилить старые. Чем дольше продолжается практика, тем труднее

становится усвоение новых поз, тем меньше для этого возможностей.

Вся напряженность актера - лишь напрасная трата энергии. Если бы этот

материал сберечь и потратить на что-то новое, он оказался бы более полезным.

В том же виде, каков он есть, он тратится на старые вещи.

Кажется, что актер творит; но это не более, как его воображение и

воображение других людей. На самом деле он не в состоянии творить.

В нашей работе профессия актера помочь не может; наоборот, она портит

завтрашний день. Чем скорее человек оставит это занятие, тем лучше для

завтрашнего дня, тем легче начать нечто новое.

Талант можно сделать за двадцать четыре часа; гений действительно

существует, но средний человек не может быть гением, это только слово.

То же самое и во всех. искусствах. Подлинное искусство не может быть

трудом среднего человека, ибо он не в состоянии делать, не может быть 'я'.

Актер не может обладать тем, чем обладает другой человек; он не может

чувствовать так, как чувствует другой человек. Если он играет роль

священника, он должен обладать пониманием и чувствами священника. Но он не в

состоянии обладать ими, если у него нет всего материала священника, всего

того, что священник чувствует и понимает. Так же обстоит дело с любой

профессией; она требует специальных знаний. Художник, не имеющий знания,

только воображает.

У любого человека ассоциации работают определенным образом. Я вижу, что

человек совершает некоторое движение. Это дает мне толчок, и отсюда

возникают ассоциации.