Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 3

Получив на короткое время

возможность регулировать, ускорять или замедлять пульс, я мог замедлять или

ускорять сердцебиение, а это, в свою очередь, привело к очень интересным

психологическим результатам. Я, в общем, понял, что управление телом

осуществляется не сердечными мускулами, а зависит от управления пульсом т.

н. 'большого', или 'второго', сердца. Гурджиев многое объяснил мне, указав,

что управление 'вторым сердцем' зависит от управления мышечным напряжением,

и что это управление не дается нам, главным образом, из-за неправильного и

нерегулярного напряжения разных групп мышц.

Начав упражнения по расслаблению мускулов, некоторые члены нашей группы

достигли очень интересных результатов. Так, один из них неожиданно научился

расслаблением мускулов устранять сильные невралгические боли в руке.

Расслабление мускулатуры имело также огромное значение для хорошего сна, и

те, кто серьезно выполняли упражнения по расслаблению, вскоре отметили, что

их сон становится более глубоким и им достаточно для него меньшего времени.

В этой связи Гурджиев показал нам совершенно новое упражнение; он

утверждал, что без него невозможно подчинить себе свою двигательную природу.

Это упражнение называлось 'стой!'

- Каждая раса, - говорил он, - каждый народ, эпоха, страна, класс,

профессия имеют определенное количество поз и движений. Эти движения и позы,

как нечто наиболее постоянное и неизменное в человеке, контролируют сферу

его мышления и чувств. Но человек вовсе не пользуется всеми позами и

движениями, которые для него возможны. В соответствии со своей

индивидуальностью он отбирает лишь некоторое количество доступных ему поз и

движений, так что его индивидуальный репертуар очень ограничен.

'Характер движений и поз в каждую эпоху, в каждой расе и в каждом

классе неразрывно связан с определенными формами мышления и чувства. Человек

не в состоянии изменить образ своего мышления, пока не изменил репертуара

поз и движений. Формы движения мысли и чувства можно назвать позами и

движениями мысли и чувства. Каждый человек обладает определенным числом поз

и движений мысли и чувства, более того, позы, соответствующие движениям,

мышлению, чувству, связаны у человека одна с другой, и он не способен выйти

за пределы своего репертуара поз мышления и чувства, если не изменит свои

двигательные позы. Анализ мыслей и чувств человека, изучение его дыхательных

функций, проводимые особым образом, доказывают. что любое наше намеренное

или непроизвольное движение есть бессознательный переход от одной позы к

другой, причем обе являются одинаково механическими.

'Наивно утверждать, что наши движения намеренны. Все они автоматичны. И

наши мысли и чувства также автоматичны. Автоматизм мыслей и чувств

определенно связан с автоматизмом движений, и изменить одно без другого

невозможно. Таким образом, если внимание человека сосредоточено, скажем, на

изменении автоматизма мыслей, его привычные движения и позы мешают новому

ходу мыслей, привязывая их к старым ассоциациям.

'В обычных условиях мы не имеем понятия о том, как сильно наши

мыслительные, чувствительные и двигательные функции зависят одна от другой,

хотя знаем, насколько наши настроения и эмоциональные состояния зависят от

движений и поз. Если человек принимает позу, которая соответствует у него

чувству печали или подавленности, тогда спустя некоторое время он

обязательно почувствует печаль или подавленность. Страх, отвращение, нервное

возбуждение или, напротив, спокойствие можно создать намеренным изменением

позы. Но поскольку любая человеческая функция, мыслительная, эмоциональная

или двигательная, имеет свой определенный репертуар и все они находятся в

постоянном взаимодействии, человек не в состоянии выйти из заколдованного

круга своих поз.

'Даже если человек поймет это и попытается бороться против такого

положения, этого окажется недостаточно. Вы. должны усвоить, что человеческая

воля пригодна лишь для того, чтобы на короткое время управлять одним

центром. Но два другие центра препятствуют этому, и воли человека не хватает

на то, чтобы управлять тремя центрами.

'Чтобы противодействовать этому автоматизму и постепенно научиться

управлять позами и движениями в разных центрах, существует одно специальное

упражнение. Оно заключается в следующем.