Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 3

И как они

могут знать, что необходимо, а что нет?

- Опять вы заговорили на свой лад, - возразил Гурджиев. - Я вовсе не

говорю обо всех людях. Они никуда не идут, и для них грехов не существует.

Грехи - это то, что удерживает человека на месте, если он решил двигаться и

если он способен двигаться. Грехи существуют только для тех людей, которые

уже находятся на пути или приближаются к пути. И тогда грех - то, что

останавливает человека, помогает ему обманывать себя, думать, что он

работает, тогда как он просто спит. Грех - то, что погружает человека в сон,

когда он решил пробудиться. А что погружает человека в сон? Опять-таки все

ненужное, излишнее. Необходимое всегда дозволено; но за его пределами

начинается гипноз. Однако вы должны помнить, что это относится только к

людям, которые работают или считают, что они работают. Работа в том и

заключается, чтобы подвергать себя временным страданиям ради освобождения от

страдания вечного. Но люди боятся страдания. Они желают удовольствия сейчас

же, раз и навсегда. Они не хотят понять, что удовольствие есть

принадлежность рая, что его нужно заработать. И это так не в силу каких-то

случайных Или внутренних законов морали, а потому, что если человек получает

удовольствие, не заработав его, он не сумеет удержать его, и удовольствие

превратится в страдание. Но все дело как раз в том, чтобы получить

удовольствие и суметь удержать его. Тому, кто сумеет достичь этого, учиться

нечему. Но путь к этому лежит через страдание. А тот, кто думает, что,

оставаясь таким, каков он есть, он может доставить себе удовольствие, очень

сильно заблуждается. И если он искренен перед самим собой, то наступит

момент, когда он сам это увидит.'

Но вернусь к физическим упражнениям, которые мы выполняли в то время.

Гурджиев показал нам различные методы, применявшиеся в школах. Очень

интересными, но невероятно трудными были упражнения, в которых выполнялась

серия последовательных движений в соединении с переключением внимания с

одной части тела на другую.

Например, человек сидит на полу, согнув колени и положив руки ладонями

одна к другой между ступнями. Затем он должен поднять одну ногу и считать:

'Ом, ом, ом, ом...' десять раз, затем повторить 'ом' девять раз, восемь,

семь и так далее до одного раза; снова два раза, три раза и так далее - и в

это время чувствовать свой правый глаз. Затем отделить большой палец и

'чувствовать' левое ухо и так далее и тому подобное.

Необходимо было, во-первых, помнить порядок движений и 'чувствований',

затем не ошибиться в счете, помнить счет движений и 'чувствования': все это

было очень трудно, но на этом дело не кончалось. Когда человек осваивал

упражнение и мог выполнять его, скажем, в течение десяти-пятнадцати минут,

добавлялась особая форма дыхания, а именно: он должен был несколько раз

произнести 'ом' при вдохе и несколько раз при выдохе; счет нужно было

произносить вслух. После этого упражнения все более и более усложнялись

вплоть до почти немыслимых вещей. Гурджиев говорил нам, что видел людей,

которые целыми днями выполняли подобные упражнения.

Кратковременный пост, о котором я упомянул, также сопровождался особыми

упражнениями. В самом начале поста Гурджиев объяснил, что его трудность

заключается в том,. чтобы не оставлять неиспользованными вещества, которые

образуются в организме для пищеварения.

- Эти вещества состоят из очень крепких растворов, - сказал он. - И

если их оставлять без внимания, они отравят организм. Их можно использовать.

Но как их использовать, если организм не получает пищи? Только посредством

увеличения потовыделения. Люди делают огромную ошибку, когда во время поста

стараются 'беречь силы', производить меньше движений и т.д. Наоборот,

энергии нужно тратить как можно больше, тогда пост может быть

благодетельным.

И когда мы начали пост, мы не оставались в покое ни, на минуту.

Гурджиев заставлял нас бегать по жаре, делая круг в три версты, стоять с

вытянутыми руками, шагать на месте, выполнять серию необычных гимнастических

упражнений, которые он сам нам показал.

Он постоянно повторял, что выполняемые нами упражнения - не настоящие,

что они предварительные и служат для подготовки. Один опыт, связанный с тем,

что Гурджиев. говорил о дыхании и об утомлении,