Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 3

в этих дискуссиях и объяснял разные аспекты

организации школ.

- Школы настоятельно необходимы, - сказал он однажды, - прежде всего,

из-за сложной организации человека. Человек неспособен к продолжительному

наблюдению за своей личностью, т.е. за всеми ее различными сторонами. Это

может сделать только школа, школьные методы, школьная дисциплина; человек

чересчур ленив; многое он будет делать без должной напряженности или же

вообще ничего не станет делать, воображая при этом, что нечто делает. Он

будет напряженно работать над чем-нибудь таким, что не нуждается в

напряженности, и пропустит те моменты, где эта напряженность насущно

необходима. Человек щадит себя; он боится сделать что-то неприятное.

Самостоятельно он никогда не достигнет необходимой интенсивности в работе.

Если вы наблюдали за собой, вы согласитесь с этим. Когда человек ставит себе

какую-то задачу, он очень скоро начинает потакать себе, стараясь дать на эту

задачу простейший ответ и т.д. Это не работа. В работе учитываются только

сверхусилия, т.е. усилия, превышающие нормальные, необходимые; а обычные

усилия в счет не идут.

- Что значит 'сверхусилие'? - спросил кто-то.

- Это усилие, превосходящее то, которое требуется для достижения данной

цели, - отвечал Гурджиев. - Вообразите, что я шел пешком целый день и очень

устал. К тому же стоит плохая погода, холодно, льет дождь. Вечером я

прихожу, домой, пройдя, скажем, сорок верст. Дома готов ужин, так тепло и

уютно. Но вместо того) чтобы сесть за ужин, я вновь выхожу под дождь, чтобы

пройти по дороге еще три версты и лишь потом вернуться домой. Это и будет

сверхусилие. Когда я шел домой, я совершал обычное усилие, которое не в

счет. Я шел домой; холод, голод - все это подгоняло меня. А во втором случае

я иду потому, что сам решил идти. Подобного рода сверхусилия становятся еще

труднее, когда я решаю идти не сам, а повинуюсь учителю, который р

непредвиденный момент требует от меня свершения новых усилий, когда я решил,

что на сегодня усилий хватит.

'Другая форма сверхусилия - это выполнение какой-либо работы в более

быстром темпе, чем требует характер этой работы. Вы делаете что-то, скажем,

моете полы или колете дрова. Это работа на час. Сделайте ее за полчаса - это

и будет сверхусилием.

'Но в обычной практике человек не способен на последовательные и

длительные сверхусилия. Для того, чтобы их совершать, необходима воля

другого человека, которой чужда жалость и которая обладает методом.

'Если бы человек мог работать над собой, все было бы просто, и школы не

требовались бы. Но он на это неспособен, и причины лежат глубоко в его

природе. Я на мгновение оставлю его неискренность по отношению к самому

себе, постоянную ложь и т.д. и рассмотрю только разделение центров. Одно это

уже делает невозможным ведение человеком самостоятельной работы над собой.

Вы должны понять, что три главные центра - мыслительный, эмоциональный и

двигательный - связаны друг с другом и у нормального человека работают

согласованно. Их согласованность и представляет главную трудность в работе

над собой. Что означает такая согласованность? Она означает, что

определенная работа мыслительного центра связана с определенной работой

эмоционального и двигательного центров, т.е. известного рода мысли неизбежно

связаны с известного рода эмоциями или душевным состоянием, и с известного

рода движениями или положением тела; одно вызывает другое; определенные

эмоции или душевные состояния, вызывают определенные мысли и движения, а

определенные движения или позы вызывают определенные эмоции и так далее. Все

связано, и одно не может существовать без другого.

'Теперь представьте себе, что человек решает думать по-новому. Но

чувствует он по-старому. Вообразите, что ему неприятен Р. (он указал на

одного из присутствующих). Неприязнь к Р. немедленно вызывает старые мысли,

и он забывает о своем решении думать по-новому. Или, предположим, он привык

курить, когда задумывается. Это двигательная привычка. Он решает думать

по-новому, но закуривает сигарету - и думает по-старому, даже не замечая

этого. Привычное движение - зажигание сигареты - повернуло его мысли по

старому пути. Вы должны помнить, что человек не может самостоятельно

избавиться от этой согласованности. Здесь нужна воля другого