Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 3

человека, нужна

палка. Единственное, что может делать человек на известной ступени, желая

работать над собой, - это повиноваться. Самостоятельно он ничего не в

состоянии сделать.

'Более, чем в чем-либо ином, он нуждается в постоянном руководстве и

повиновении; за ним нужно наблюдать. Он не может наблюдать за собой

постоянно. Кроме того, он нуждается в определенных правилах, для выполнения

которых необходимо, во-первых, некоторого рода вспоминание себя; во-вторых,

их выполнение помогает в борьбе с привычками. Всего этого человек сам

сделать не может. В жизни все устроено слишком удобно, и это мешает

работать. В школе человек находится среди других людей, которые попали туда

не по его выбору, с которыми может оказаться очень трудно жить и работать; в

школе обычно бывают неудобные и непривычные условия. Это создает напряжение

между ним и другими; такое напряжение необходимо, потому что оно постепенно

сглаживает острые углы.

'Далее, правильно организовать работу над двигательным центром можно

только в школе. Как я уже говорил, неправильная, независимая или

автоматическая работа двигательного центра лишает опоры другие центры, и они

невольно следуют за двигательным центром. Поэтому единственная возможность

заставить другие центры работать по-новому нередко состоит в том, чтобы

начать с двигательного центра, т.е. с тела. Ленивое, автоматичное, полное

глупых привычек тело прекращает любую работу.

- Но существуют теории, - сказал один из нас, - о том, что человек

должен развивать духовную и моральную сторону своей природы; добившись

результатов в этом направлении, он не будет встречать препятствий со стороны

тела. Возможно это или нет?

- Да и нет, - сказал Гурджиев. - Все дело в одном 'если'. Если человек

достигнет совершенства в моральной и духовной природе, не встречая

препятствий со стороны тела, тело не будет мешать его дальнейшим

достижениям. Но, к несчастью, этого никогда не бывает, потому что тело

мешает с первого же шага, мешает своим автоматизмом, своей привязанностью к

привычкам, но более всего своим неправильным функционированием. Развитие

моральной и духовной природы без помех со стороны тела теоретически

возможно, но это справедливо лишь в случае идеальной работы тела. А кто

может сказать, что его тело работает идеально?

'Кроме того, в самих словах 'моральный' и 'духовный' скрывается обман.

Я уже нередко объяснял раньше, что, говоря о машинах, нельзя начинать с их

'моральности' или 'духовности'; нужно начинать с их механичности и с

законов, управляющих этой механичностью. Бытие человека номер один, номер

два и номер три - это бытие машин, которые могут перестать быть машинами, но

все же не перестали быть ими.'

- Но разве невозможно на волне эмоций сразу же перенестись на другой

уровень бытия? - спросил кто-то.

- Не знаю, - ответил Гурджиев, - мы опять говорим на разных языках.

Волна эмоций необходима, но она не в состоянии изменить двигательные

привычки; сама по себе она не заставит центры работать правильно, если эти

центры всю жизнь работали неправильно. Чтобы изменить и исправить все это,

требуется особенная, длительная работа. Тогда вы и говорите: перенести

человека на другой уровень бытия. Но с этой точки зрения человек для меня не

существует. Есть сложный механизм из множества сложных частей. 'Волна

эмоций' появляется в одной его части, а другие части, возможно, не будут ею

затронуты. В машине невозможны никакие чудеса. Уже одно то, что эта машина

способна измениться, достаточно чудесно. А вы хотите, чтобы были нарушены

все законы.

- А как же разбойник на кресте? - спросил кто-то из присутствующих. -

Есть в этом что-то или нет?

- Это совсем другое дело, - возразил Гурджиев, - и здесь иллюстрируется

совсем иная идея. Во-первых, дело происходило на кресте, т.е. среди ужасных

страданий, подобных которым обычная жизнь не знает; во-вторых, в момент

смерти. Речь идет о последних мыслях и чувствах человека. В обычной жизни

они проходят, сменяясь другими, привычными мыслями. В жизни не может быть

продолжительной волны эмоций, поэтому она и не может вызвать перемену бытия.

'И далее, нужно понять, что мы говорим не об исключительных случаях,

которые могут возникнуть, а могут и не возникнуть, а об общих принципах,