Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

Бом: Потому что мысль не может постичь физической и химической основы

ее собственного процесса в клетках и что-либо делать в этом отношении.

Кришнамурти: Да. Мысль не может производить изме-нения в самой себе.

Бом: И, однако же, практически все, что человечество пытается делать,

основано на мысли. Существует, конечно, ограниченная сфера, где все это

правильно, но, пользуясь обычным подходом, мы ничего не можем делать в

отношении будущего человечества.

Кришнамурти: Когда слушаешь политиков, которые развивают такую

активность в мире, что создают проблему за проблемой, то для них мысль,

идеалы - самое важное.

Бом: В большинстве случаев те, кто так считает, не знают чего-то еще.

Кришнамурти: Точно. Мы утверждаем, что древний инструмент, каким

является мысль, изрядно сработался, за исключением определенных сфер.

Бом: Вне этих сфер он никогда не был адекватным.

Кришнамурти: Разумеется.

Бом: И, насколько известно истории, человеку всегда сопутствовали беды.

Кришнамурти: Человек всегда пребывал в тревоге, смя-тении и страхе. А

когда он оказался перед всем этим хаосом в мире, -- возможно ли тут решение?

Бом: Это возвращает нас к тому вопросу, который мне хотелось бы задать

еще раз. Существуют, видимо, некоторые люди, которые об этом говорят, а,

возможно, и думают, что они знают, а может быть, они медитируют и все

прочее. Но какую может это принести пользу безбрежному потоку чело-веческой

жизни во всем мире?

Кришнамурти: Вероятно, очень малую. Но почему это должно принести

пользу? Польза либо будет, либо нет. Но вот вопрос: почему от этого должна

быть польза?

Бом: Да, это вопрос. Существует, я полагаю, какое-то инстинктивное

ощущение, которое заставляет ставить такой вопрос.

Кришнамурти: Но я думаю, что это неправильный во-прос.

Бом: Видите ли, первейший инстинкт требует спросить:

'Что можем мы сделать, чтобы остановить эту ужасающую катастрофу? '

Кришнамурти: Да. Но если каждый из нас, каждый, кто слышит, поймет ту

истину, что мысль своей деятельностью, как внешней, так и внутренней,

создала ужасающую путани-цу и принесла огромные страдания, то он неизбежно

должен задать вопрос, есть ли всему этому конец? Если мысль не может с этим

покончить, то что может?

Бом: Да.

Кришнамурти: Каков тот новый инструмент, который может прекратить все

эти бедствия? Вы видите, что таким новым инструментом является разум,

разумность. Но труд-ность тут в том, что люди не хотят этого слушать. И

ученые, и обыкновенные люди, такие, как мы, должны принимать определенные

решения, а они не хотят слушать.

Бом: Да, вот это я как раз имел в виду, когда говорил о некоторых

людях, которые, похоже, не принесут большой пользы.

Кришнамурти: Разумеется. Я думаю, что, помимо всего, некоторые люди уже

изменяли мир, хорошо или плохо, -- не так важно. Гитлер, а также коммунисты

изменяли его, но пришли снова к прежней модели. Физическая революция никогда

не может изменить состояние человеческой психики.

Бом: Не считаете ли вы возможным, чтобы мозг опреде-ленного числа людей

пришел в контакт с разумом, и это принесло бы пользу человечеству, которое

находится вне такого непосредственного контакта, - очевидную пользу общению

людей?

Кришнамурти: Да, это правильно. Но как вы сообщите эту тонкую и очень

сложную концепцию человеку, который весь погружен в традиции, который

обусловлен и не хочет даже уделить времени, чтобы послушать, обсудить?

Бом: Согласен, это вопрос. Видите ли, мы могли бы сказать, что

обусловленность не может быть абсолютной; не может быть абсолютной и

психологическая преграда; не может быть, чтобы не существовало способа

преодолеть эти трудности. И сама эта обусловленность, что также возможно

допустить, в каком-то смысле проницаема.

Кришнамурти: Все же я думаю, что папа римский не захотел бы нас

слушать, а его влияние огромно.

Бом: Разве не может любой человек нечто услышать, если это достаточно

обоснованно?

Кришнамурти: Если он проявит немного терпения. Кто будет слушать?

Идеалисты не хотят слушать. Тоталитаристы не хотят слушать. Глубоко верующие

религиозные люди слушать также не хотят. Затем следует так называемый

несведущий человек, не слишком образованный, либо погло-щенный своей

профессиональной карьерой