Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 2)

что внимание действительно все это решает. Ум,

который по-настоящему внимателен, который понял природу невнимания, сразу же

от него уходит!

Бом: Но сначала ответим: какова природа невнимания?

Кришнамурти: Вялость, безразличие, сосредоточенность на себе,

внутренняя противоречивость - все это и есть природа невнимания.

Бом: Согласен. Видите ли, человек, который озабочен собой, может

считать себя внимательным, но это не так, он просто занят собой.

Кришнамурти: Конечно. Если во мне есть противоречие и я направляю свое

внимание на создание порядка, на то, чтобы не было во мне противоречия, то

это отнюдь не внимание.

Бом: Но не сказать ли нам это яснее, потому что обычный человек может

считать, что это как раз и есть внимание.

Кришнамурти: Нет, это не внимание. Это всего лишь движение мысли,

которая говорит: 'Я есть это, но этим я не должен быть'.

Бом: Итак, вы говорите, что попытка становления -- это невнимание.

Кришнамурти: Да, верно. Потому что психологическое становление

порождает невнимание.

Бом: Безусловно.

Кришнамурти: Не правда ли, сэр, ведь не так уж трудно быть свободным от

становления? В этом все дело. Прекратить становление.

Бом: Да. Отсутствует внимание, а отсюда и все пробле-мы.

Кришнамурти: Конечно, но раз вы на это указываете, то само внимание

также становится проблемой.

Бом: Трудность в том, что ум всячески изворачивается и, стараясь

добиваться внимания, продолжает по-прежнему оставаться невнимательным.

Кришнамурти: Вот именно. Может ли ум, который так полон знания,

сознания собственной важности, внутренних противоречий и всего прочего,

прийти к тому состоянию, когда он увидит, что не способен функционировать

психологи-чески?

Бом: И ни в каком другом отношении.

Кришнамурти: Что я сказал бы человеку, который уже достиг этого

состояния? - Я пришел к вам. Я полон смятения, тревоги, отчаяния, и не

только за себя, но и за весь мир. Для меня настал тот предел, когда ощущаю

потребность прорвать-ся сквозь все трудности. Так это становится для меня

пробле-мой.

Бом: Тогда мы возвращаемся назад и перед нами, как видите, снова

попытка становления.

Кришнамурти: Конечно. Это то, чего я и ждал. Итак, не здесь ли причина

всего? Желание становления?

Бом: Причина тут должна быть где-то совсем близко. Кришнамурти: Как же

мне увидеть без движения станов-ления такое сложное явление, как я сам?

Бом: Дело, кажется, в том, что у нас нет целостного подхода. Мы не

видим становления как такового, когда вы говорите: 'Как мне стать

внимательным?', часть проблемы незаметно ускользает и становится

наблюдающим. Верно?

Кришнамурти: Психологическое становление стало бед-ствием, бедный хочет

стать богатым, богатый -- еще богаче, и так все время продолжается это

движение становления как внешне, так и внутренне. И хотя оно приносит массу

бед и лишь изредка - удовольствие, это чувство становления, осуществления,

достижения в психологическом отношении подчинило себе всю мою жизнь. И вот,

я сознаю это, но не могу прекратить.

Бом: Почему я не могу это прекратить?

Кришнамурти: Давайте в этом разберемся. Становление меня интересует

отчасти потому, что в результате буду вознагражден, а также смогу избежать

страдания или нака-зания. Этот круговорот меня захватил. Возможно, это одна

из причин, почему мой ум упорно стремится стать чем-то. А с другой стороны,

тут может быть глубоко скрытая тревога или страх, что я чем-то не стану, и

тогда я пропал. Я в неуверен-ности и чувствую себя незащищенным, а мой ум

примирился с этими иллюзиями и говорит: 'Я не могу покончить с этим

процессом становления'.

Бом: Но почему ум этого не прекращает? Нам надо также понять, как он

оказывается в ловушке, которую ставят нам наши иллюзии.

Кришнамурти: Как вы убедите меня в том, что я в плену иллюзии? Вы не

можете меня убедить, пока я не увижу это сам. А я не могу это увидеть из-за

того, что моя иллюзия слишком сильна. Эту иллюзию взрастили и укрепляли

рели-гия, семья и т.д. И она так глубоко укоренилась, что я боюсь ее

лишиться. Это происходит со многими людьми. Они говорят: 'Я хочу это

сделать, но не могу'. И вот, как им поступить в данной ситуации? Помогут ли

им объяснения, логика и все многочисленные противоречивые теории?